Шумак в сентябре

Поход в сентябре не всегда получается в удовольствие. В этом году (2013) погода не баловала. Лето оказалось очень коротким, а осень холодной. Бабье лето так и не наступило. На источниках грибы не успели сгнить, стояли замерзшие, покрытые снегом. Брусника осталась белобокой. Ни одной перезревшей ягодки не нашли.

Нас было четверо: двое мужчин и две женщины. Люди все опытные. Мужчины из поколения старых туристов. Первое посещение источников у них было в 1973 г. Мужчины тоже уже старые, примерно по 60 лет, но ходят они, как привыкли в молодости. Быстро. Поэтому темп для меня был высоким, а я была слабым звеном в этой компании. Сначала меня "колбасило" от сознания того, что я самая слабая, хоть не далеко, но отставала. А потом успокоилась. По крайней мере прочувствовала, что испытывает вечно отстающий "чайник".

Выезд 07.09.2013. Время в пути 4 часа пешком.

С утра проливной дождь. Оставили машину на Сухом русле (150р в сутки), и в 13-00 вышли на маршрут. 40 минут шли до "кабины", затем 50 минут до "сараев".

График движения я озвучила предварительно. Первая ночевка планировалась на ручье за "стрелкой". Туда мы пришли в 17-00. Рюкзаки были не тяжелые, можно было идти еще пару часов. Но погода не радовала. В дождь лучше вообще никуда не двигаться

Принесли много дров, установили палатку, приготовили ужин. Было всего 19-00, когда мы забрались в спальники. От сырости и холода нас потряхивало. Никак не могли согреться, хотя переоделись в сухую сменку. Согревшись, через некоторое время, потребовался туалет. Я вышла. Дождь чуть-чуть моросил. Пробрасывал снег. Костер горел хорошо. Дрова с прошлогоднего пожарища давали хороший жар. Я достала свои мокрые вещи и стала сушить. Предложила своим товарищам. По одному стали выходить из палатки. Веский аргумент был за то, что завтра ночлег выше зоны леса. Костра не будет. Это оказалось очень верным решением. Потому что завтра наступила зима.

08.09.13 Время в пути 8 часов.

Всю ночь сыпал снег. Встали в 7-00. Костра Шура Пашевин разжечь не смог. На газу сделал кипяток. Мы еще были в спальниках. Когда Шура сказал, что кипяток готов. А нам еще в туалет надо, умыться, насыпать чего-то в чашки… Костра нет. Промозгло. М-да. Пока всё не согласовано. Это и понятно. Мы впервые идем вместе. У каждого свой собственный опыт, свои наработки. Мужчины иронизируют, что вчера рано поставили палатку. Обычно Шура в первый день всегда уходит на Эхе-гер. Но я-то хожу с «чайниками», и время в пути от «стрелки» до Эхе-гер пол дня. Мы с ними обычно обедаем за болотом, на ручье перед подъемом.

Мы с Таней заварили кашу быстрого приготовления, а мужчины пили чай и ели хлеб с салом.

Хорошо, что высушили всю одежду. Надели это всё, и пошли в 8-50. Ветер, снег. Вокруг белым бело. За две ходки проскочили расстояние, которое мы ходим пол дня, и вышли на верх, где в зоне леса обычно устанавливают палатки те, кто спускается с перевала, и те, кто собирается на перевал.

Третья ходка была до ручья с водопадом из висячего цирка (по ходу слева). На ручье были в 12-00. Решено пройти ещё час, и встать на обед. Но мои силы через час иссякли, а на обед мы всё еще не встали. Ветер был сильный. То воды близко не было, то пространство сильно открытое.

Встали в складке, не доходя до брода через Эхе-гер 5 минут. Я подошла, когда суп во всю кипел на газовой горелке.

После обеда силы восстановились. Абсолютно без проблем и перенапряжения за полтора часа после обеда поднялись на площадку над водопадом второй марены. Было 16-30. Низкая облачность. Перевал мало различим. Ветер и снег. Мужчины были за то, что бы идти на перевал. Соловьевой было всё равно. Она могла тоже идти на перевал. Но я наотрез отказалась. Во-первых, мы прошли дневную норму. Пришли рано, так кто ж нас гнал? Можно было взять более спокойный темп или чаще делать остановки. Наши ходки длительностью в полтора часа только силы выматывали. Ну, пришли рано, и что? Делайте вторую полудневку (это я говорю). Зачем в плохую погоду вечером идти на перевал? Ведь с него еще спуститься надо. Во-вторых у меня три месяца назад была порвана связка на левом колене. Я очень боялась, что затяну спуск. В-третьих, по прогнозу завтра погода должна восстановиться. Я одна переубедила всю компанию не ходить на перевал, а отдыхать. С утра силы свежие.

Ночью всё небо было усыпано звёздами. Спать было тепло, не смотря на то, что вокруг снег выше щиколотки. Варили в тамбуре на газу. 09.09.13 Время в пути 10 часов. Сыпал снег. Погода так и не наладилась. -2гр. Палатка замерзла. Стойки приходилось поливать горячим чаем, что бы разобрать. Позавтракали гречневой кашей, собрались, вышли в 8-45. За 1ч30мин поднялись на перевал. Без задержек сразу начали спуск по конной тропе. Снегу уже по середину икры. Володя Потапов тропил. Я надела свой ортез, и начала спуск. Колено сгибается в ортезе, но я очень боялась вновь испытать ту боль, которая охватывала меня в начале лета от любой неправильной постановки ноги. Связка не держала тогда. Шла медленно. Все давно внизу. А я всё еще на спуске. Но в принципе, не так уж долго я спускалась. Больше того боялась. Но впереди еще спуск с морен! Спустились все вместе почти. Я отстала метров на 100, не больше. Мужчин отправили на границу леса варить обед, а сами задержались у ручья, который еще не совсем замерз.

Таня быстро ушла вперёд. Я осталась одна. Ноги не хотели передвигаться. Я шла спокойно, не торопясь. Мужчины пока придут, пока найдут дрова, пока костер разведут, я подтянусь.

Но когда я перешла через реку, ниже водопада, никакого костра не было. Опять одна горелка, мокрый снег вокруг, который еще стал валиться с деревьев прямо на нас. Нет, так я не привыкла. Мужчины ссылались на то, что нет дров вокруг. Смешно. Мы ходим с мужем с 1977года, но у нас всегда костер горит. А горелка только для ночлега выше зоны леса. Как это в лесу нет дров? К тому же горелки в нашей группе две, а варим суп и чай по очереди. Зачем нести вторую горелку и кучу баллонов? «Нет, не по-нашему это» - говорит лидер во мне. Варит Шура сам. Но почему-то по пол кастрюльки. Мало жидкости в супе. Ложка стоит. А так не хватает воды! К тому же не наедались, приходилось доедать салом, колбасой, печеньем. А это всё надо нести. Оно всё весит. Долил бы лишний литр воды, и всё. Супу много было бы. Наелись, остатки выбросить. Ведь колбасы не напасешься. Сделали заброску. Оставили вторую горелку, два баллона и две банки тушенки на обратный путь.

Вышли в 15-00. С этого места за 50 минут дошли до зимовья «Бегущий олень». Силы восстановились. Я уцепилась вслед за Шурой. Потапов и Соловьева шли за мной. Мы с Шурой быстро уходили вперед. Он более легко проходил некоторые препятствия, через которые мне приходилось карабкаться, но Саша поджидал меня периодически. Так мы кучненько пришли на Шумак в 19-00. Разместились в зимовье №30. На 4-5 человек. Хорошая печка. Хватает 3х поленьев, что бы стало невыносимо жарко.

10-12 включительно отдыхали на Шумаке. Я думала, что выходить будем 14-го утром, но Шура заторопился, и решил, что выходить надо 13го.

Погода восстановилась. Мы собирали ягоды и шишки. Принимали грязи, радон. Народу много на источниках, но никто никому не мешал.

Правда, нашлись уродцы, которые 10го после 22-00 ходили мыться с шампунями и гелями на радоновую ванну. 11-го я пришла утром, а вода мутная, и пузырьки гирляндами вокруг камней в радоновой ванне. 13.09.13 в пути 10-30.

Вышли в 8-00. За две ходки пришли к зимовью «Бегущий олень». Погода с утра ужасная. Снег.

Сделали чай в месте заброски. Наконец-то Шура вскипятил полную кастрюльку. Все напились чаю, а остатки я слила во фляжку.

Под перевал, на ручей пришли к 14-00. Опять Шура решил варить супчик. Ручей исчез под камнями. Кое-как нашли. Шура сварил полную кастрюлю супа. Вот это было много. Выбросили одну треть.

Вышли в 15-00. В 16-24 поднялись на перевал. Спустились быстро. Я уже не боялась за свою ногу. Связки держат. Только наколенники всё же надела.

В 18-30 встали на ночлег за бродом. Было предложение идти до леса, но я сказала, что если ребята обещают в зоне леса костер, то пойдем. Но они дружно отказались «дров нет».

Всё. Ночуем здесь. Ночью ударил мороз, думаю до -10. Вода в котле замерзала, пока от реки несла к палатке. 14.09.13. Время в пути 8 часов. Вышли в 9-30, а на Сухое русло пришли в 17-30. Обедали на ручье у «стрелки». Уехали в 18-00. Дома была в 22-00.Общее время в пути туда и обратно составило 40ч30мин вместе перерывами на обед. Путь(S)=108км вместе горным коэффициентом Туда и Обратно. Обедов было 4 по 1 часу. Одно чаепитие 40мин. Итого 40ч30мин -4ч40мин=35ч50мин - (t) пешее время на поход Туда и Обратно.

(V)Скорость =S/t=108/35x50=3км/час

Выводы: поняла, что (с заездом) за два дня на третий, вполне реально прийти на Шумак. Всё зависит от погоды, от веса рюкзака.

В первый день с 13-00 можно дойти до ручья за перевальчиком на Эхе-гер. Где все ночуют. Летом это вообще реально. Либо с 15-00 до моста через торфяной ручей.

Во второй день можно дойти до зимовья «Бегущий олень», либо еще ниже на две ходки.

В третий день к обеду на источниках.

Машину можно оставить возле пансионата "Энергетик" за 50рублей в сутки. Там же могут предоставить доставку до Сухого русла. Обычно за Крузер 4 чела берут 500руб в общем. Пример №1:

1)10 днейх50=500р машина на стоянке

2)500р до Сухого русла.

3)200р с чела от Сухого до Ниловки. Итого 500+500+800/4=450р с чела.

Пример №2

1)10 дней х 150=1500р машина на стоянке

2)1500р/4чел=375р

Так что стоянка 150р в сутки на Сухом русле получается дешевле, и менее хлопотно.