По реке Утулик

Не спеши трубить отбой,

Ты не все еще дороги прошагал…»

В «восьмимартовские» выходные решено было идти в горы на Хамар-Дабан. Еще неделю назад соперницы в лыжных гонках, мы объединились в группу, чтобы сходить по реке Утулик. В это время мы закрывали лыжный сезон.

Экстримом нас было не удивить. В нашем возрасте рекорды уже поставлены, а мы продолжали жить той жизнью, к которой привыкли.

С Иркутска приехали на электричке, поэтому на маршрут вышли только после обеда. Две ниточки лыжни протянулись по реке Слюдянка, бесконечно петляя по замерзшей реке. В нашей команде был один мужчина – мой муж Сергей и еще четыре женщины: Татьяна, Вера, Лариса и автор этих строк. Полная зимняя экипировка. С собой палатка, газовая горелка и баллоны.

Что-то тяжеловато шли тётки, а у меня наоборот «прухи» было не меряно. Не дотянули до «посадочных огней» - до метеостанции. Остановились на ночлег возле «горелой поляны». Отгребли снег, поставили палатку. Потом дрова искали по глубокому снегу. Сварили ужин, приняли перед сном немного «наркомовских», залезли в спальники и уснули, прижавшись, друг к другу. Ночью было -21 градус. Это мы узнали, когда на следующий день зашли поздороваться на метеостанцию.

Путешествие предшествовало ежегодному марафону, который в этом году должен был проходить 10 марта. Наша группа не претендовала на участие, но в качестве тропильщиков трассы, мы были кстати. Рюкзаки тяжелые. Но даже на крутых подъемах шли на лыжах. Попали в мазь. На второй день мои напарницы втянулись, и шли очень резво. А вот у меня был "не мой день". Всё время приходилось напрягаться, чтоб не потерять впереди идущую спину.

К «Казачьей поляне» поднимались без лыж, несли их в руках. Тут никакая мазь не удержала бы, крутая тропа. Идти «ёлочкой» тоже не возможно, потому что деревья мешали.

От места ночевки предстояло пройти еще 90 километров. Но впереди у нас еще целых два дня!

Было немного ветрено, но солнышко начинало пригревать уже по - весеннему.

К перевалу Чертовы ворота подошли только к обеду второго дня. На самом перевале огляделись: справа снежные навалы от недавно сошедшей лавины, на самом перевале висел карниз. Направление держали между лавинным выносом и карнизом. Крутовато, но без лыж идти было вообще невозможно. Очень глубокий снег. То, снимая лыжи, то надевая, медленно спускались с перевала. При этом если падали, то уже приходилось скидывать рюкзак с плеч, для того чтобы вытащить свое тело из глубокого снега. Лучше, конечно, не падать, но мы оказались не такие виртуозные горнолыжники. К тому же лыжи у нас были беговые. А по Хамар-Дабану ходят на широких лесных, подбитых камусом.

Долго спускались с перевала. Когда шли, не раз задумывались, а как тут марафонцы пойдут? Ответ напрашивался сам собой: точно так же, как и мы, только налегке, без двадцатикилограммовых рюкзаков.

В удобном месте развели костер, сварили щи из сухой квашеной капусты. Нас догнал еще один лыжник. Он шел один. Это бывалый турист, который ежегодно ходил весной по реке Утулик. Остаток пути так и шли все вместе. Он задавал темп, а мы поспешали, как могли.

По реке Спусковая лыжня была хорошая. Это награда за предыдущие муки. Но через час группа выкатилась на речку Утулик, и здесь начались новые трудности. На снегу был виден след давней лыжни, но вот структура снежного покрова на реке была рыхлой. Укатанный след от лыж был выше снежного покрова, и выступал, как рельсы на трамвайных путях. Палочками оттолкнуться было невозможно. Лыжа то и дело съезжала с колеи. Движения больше походили на судорожные покачивания из стороны в сторону.

Прошли мимо зимовья «Кентавр». Еще рано вставать на ночлег, ведь впереди больше половины пути.

Через час подошли к месту, где наш попутчик оставил лыжи, воткнутые в снег. Значит здесь следующее зимовье. Поднялись на крутой берег и увидели избу. 19-00, темнело. Наш попутчик уже затопил печурку.

Силы были на исходе, а ведь завтра вставать в 5 утра, для того, чтобы успеть на электричку. Впереди еще 60 километров. Мы совсем забыли про женский праздник. Правда, нагруженный не по-праздничному. Но вот горячая печка в зимовье оказалась самым лучшим подарком к 8 марта.

Это зимовье строил работник метеостанции «Хамар-Дабан» Андрей Никифоров. Изба рассчитана на 6 человек, но под нарами, на полу, можно разместить еще 6 человек.

Весь следующий день был очень напряженным. Торопились. Река петляла среди гор, а мы повторяли все ее повороты. Местами лавировали между валунами. Местами переходили открытые участки воды по тонким ледяным корочкам. Одно неверное движение, и ледяная купель была бы обеспечена.

Летом в этом районе ходят только охотники. Подняться по руслу против течения не представлялось возможным, потому что большой прижим закрывает путь по берегу. Этот уголок природы можно считать девственным.

Моя подруга 10 лет прожила в заповеднике, поэтому легко читала звериные следы: «Тут прошел соболь, а тут росомаха».

Лыжи иногда «сходили с рельс», зарывались в снег. Мгновенно терялось равновесие и тогда, о горе!- падение на ровном месте. Барахтаться в снегу под тяжелым рюкзаком, с перепутанными лыжами очень неприятно. Чтобы встать, надо отстегивать поясной ремень. Лежа, как черепаха на панцире, вверх ногами, высвобождались плечи. Поднявшись, рюкзак следовало поставить на колено, а затем уже закинуть его на спину. И так каждый раз, когда не хватало сноровки, что бы удержаться в вертикальном положении. Но мы оптимистично воспринимали эту ситуацию: Утулик требует, чтобы ему поклонились.

Ближе к обеду появился первый марафонец. Он вырос как из-под земли: «Лыжню!»

С нескрываемым восторгом проводили его взглядами: человек-машина. Весь путь от Слюдянки до Утулика составляет 110км. Марафонцы ходят его за 9-12 часов. А мы идем уже третий день…

Пригрело солнышко. Снег изменил структуру, и наша мазь перестала работать. Даже с самого маленького бугорка стаскивало назад. Надо торопиться, но мы останавливались, клали под колодку теплую мазь. То и дело приходилось оглядываться, что бы заранее увидеть марафонца и вовремя уйти с лыжни.

Когда мы подошли к большому прижиму, все спортсмены уже были на финише, в поселке Утулик. Теперь можно не оглядываться, потому что посторониться, пропустить кого-то мимо себя не представлялось возможным. Вдоль прижима участок открытой воды. Под скалами между огромными валунами ненадежные снежные мосты. Рушить мостики нельзя, т.к. следующий путник может не пройти этот участок. Очень осторожно и медленно преодолевали этот неприятный участок, длиной с километр.

А дальше путь был не сложным. Дорогу от турбазы до прижима устроители соревнований укатали снегоходами, нарезали лыжню. Толкаясь палочками, быстро набиралась скорость. Вот только усталость, накопленная за день и тяжелый рюкзак, не давали по достоинству оценить эту двенадцатикилометровую «финишную прямую».

В этот день мы прошли 60 километров, но на электричку опоздали. Ночевали на турбазе «Утулик», в помещении охраны. Охранники турбазы выделили нам отдельную комнату и электрообогреватель. Денег не взяли. В благодарность мы поделились своими продуктами.

После этого похода мы потом еще дважды ходили по реке Утулик. И каждый раз поход проходил по-разному.

Однажды с самого перевала спускались на лыжах лесенкой. Долго, но зато исключало падение, и барахтанье в двухметровой толще снега, которое забирало очень много сил.

По реке Спусковая в тот год была очень каверзная лыжня. Без лыж снег не держал, а на лыжах, не успевших набрать скорость, не дотягивая до вершинки бугра, стаскивало назад. На всем протяжении трассы по Спусковой были только бугорки и бугорочки. Мазь не держала, ёлочкой не забраться, потому что лыжня петляла между деревьев. К зимовью «Кентавр» на Утулике пришли уже без сил. Там расположилась другая группа. Пришлось устраиваться под нарами. Видя, какие мы усталые, молодые люди спросили: «Зачем тогда ходите?» Мы не нашли, что ответить, хотя я мысленно проворчала «посмотрим, как вы будете ходить, когда вам стукнет полтинник».

Но на следующее утро мы поняли, что погода и лыжня на реке – это то, ради чего стоило перенести все предыдущие муки. Хорошо накатанный лыжами снег, прихваченный морозом, позволял получать хороший толчок палочками. Скольжение было великолепным! На открытой воде видели уток. Скалы, краски, узоры льда – это то, что марафонцы не увидят никогда. А мы фотографировали, не смотря на тяжелые рюкзаки.

Тогда же поняли, что в любом самом тяжелом походе наступает время награды за преодоление. И это время особенно ценно. Ради этого, пожалуй, и ходят туристы, альпинисты, горники, водники. Потому что запоминаются именно эти сказочные моменты понимания природы, единения с ней, когда где-то внутри возникает ощущение «глупого счастья». Эти мгновения вызывают улыбку на потрескавшихся губах и эйфорию, которую не дает ни алкоголь, ни наркотик.