4 мая

Трудовой подвиг Рыбинска в годы войны

Промыш. пред г. Рыбинска в годы ВОВ.pptx
пред. г. Рыбинска в годы ВОВ.docx

НПО «САТУРН»

Предприятие, основанное в 1916 году как завод АО «Русский Рено» в Рыбинске, до 1924 года оставалось в ведении автомобилестроения, далее его история тесно связана с развитием отечественной авиации. На рубеже 1930 40х годов рыбинский авиационный завод прочно занял позиции лидера отечественного авиационного моторостроения. И, по оценке специалистов авиапромышленности, был признан лучшим предприятием точного машиностроения в Европе.


В 1940 году коллективом конструкторов под руководством В.Я. Климова был создан новый двигатель для перспективного истребителя А.С. Яковлева Як-1-М-105 и его модификации пушечный вариант М-105П и М-105ПФ. Двигателями Климова оснащались самолеты Яковлева, Петлякова, Лавочкина-Горбунова-Гудкова и других легендарных советских конструкторов. В начале 1940-х годов рыбинский завод увеличил выпуск двигателей для боевых самолетов и уже к началу Великой Отечественной войны довел их количество до 45 штук в день!


С первых дней Великой Отечественной войны Рыбинский машиностроительный завод перестроился на выпуск продукции, необходимой для фронта. Коллектив жил одним стремлением: дать больше авиадвигателей, своим трудом приблизить разгром врага. С июля по сентябрь 1941 года вместо предусмотренных заданием 3.371 мотора М-105, М-105П, М-107 было выпущено 3.458. Ими оснащались самолеты Як-1, СБ, Пе-2, роль которых трудно переоценить в сдерживании фашистских полчищ. Чтобы быстрей возвращать в строй поврежденные в бою истребители и бомбардировщики, работники завода организовали ремонт авиадвигателей во фронтовых условиях. Наращивался выпуск двигателей М-105 и производство первых экземпляров нового двигателя М-107, сконструированного В. Я. Климовым. Но работы были свернуты. Война изменила все планы, вмешавшись в судьбы каждой семьи, каждого человека. Самым сильным испытанием для десятков тысяч работников завода стала уфимская эвакуация. Из прифронтового Рыбинска в конце 1941 года завод №26 был эвакуирован на Урал, в город Уфу.

Утром 16 октября 1941 года рабочие как всегда шли на завод. Но заниматься своим обычным делом им не пришлось… Слово «эвакуация» облетело цехи молниеносно. После коротких мобилизующих собраний в цехах развернулась работа по демонтажу оборудования, его вели круглосуточно, а отправку – в основном в ночное время, чтобы обеспечить скрытность от вражеских наблюдений. Эвакуацию проводили в неблагоприятных условиях, часть оборудования и людей была отправлена на баржах. Баржи растянулись по Волге, начиная с Чебоксар, на большое расстояние. Несколько барж не смогли дойти даже до Горького – река замерзла. Московский автозавод выделил заводу 50 автобусов, но они в пути застряли. Всего из Рыбинска в Уфу было перевезено 7 тысяч единиц металлорежущего оборудования. Для эвакуации завода потребовалось более 3000 железнодорожных вагонов, 25 барж. Часть заводского оборудования и материалов была вывезена заводским автотранспортом, следовавшим на Урал своим ходом.


Новое предприятие стало правопреемником объединённых заводов и получило номер головного рыбинского предприятия авиационный завод № 26. В непростых условиях – под открытым небом в сильнейшие морозы – начиналось становление завода № 26 на уфимской земле. Но все трудности удалось преодолеть. Вспоминая то время, П.Д. Лаврентьев написал: «Рыбинский авиационный завод для всех нас был академией инженерного искусства». В годы войны эвакуация крупных промышленных предприятий из европейской части СССР являлась единственным способом сохранить производственные мощности заводов.


Опустевшие корпуса завода в Рыбинске подверглись первой прицельной бомбардировке 9 декабря 1941 года. В сообщении Совинформбюро от 11 декабря 1941 года говорилось: «Германское информационное бюро сообщило, что немецкие самолеты бомбардировали авиационный завод в Рыбинске. Немецкие самолеты действительно сбросили несколько бомб на цехи завода. Однако все оборудование и рабочие этого предприятия были своевременно эвакуированы в глубокий тыл. Немецкие бомбы не повредили и в силу этого не могли повредить ни одного станка. Так как бомбы были сброшены в пустые цехи, то жертв во время налета также не было».


Вопрос о возрождении производства и ремонта авиамоторов в Рыбинске был поставлен сразу после разгрома немцев под Москвой. О возвращении в Рыбинск перемещенного на восток завода не могло быть и речи: его коллектив быстро набирал темпы и уже приблизился к довоенному уровню выпуска моторов. В марте 1942 года приказом ГКО в Рыбинске началось возобновление авиационного производства. 15 февраля 1942 года Государственный Комитет Обороны принял решение о создании в Рыбинске на территории эвакуированного предприятия нового завода по производству и ремонту авиационных моторов М-105 и М-88, получившего номер № 36.


Из Уфы вернулась часть специалистов и высококвалифицированных работников. Возглавить завод, получивший порядковый № 36, поручили бывшему главному технологу эвакуированного завода Серафиму Максимовичу Сове. В это время штат работников пополнялся за счет специалистов из Перми. Возвращались на завод и бывшие работники, прошедшие фронт и демобилизованные. Самое большое пополнение предприятие получило за счет молодежи по комсомольскому призыву.


Возрождение завода проходило под огнем вражеских бомбардировщиков. Долгое время завод в Рыбинске продолжал подвергаться жестоким налетам вражеской авиации. Налеты продолжались до середины 1943 года. С начала войны на предприятие было сброшено 1026 бомб - более половины сброшенных на всю Ярославскую область. Пострадало или было полностью уничтожено 87 % производственных площадей. Погибли при бомбардировках 49 работников завода, 30 получили ранения…


Осенью 1943 года в Рыбинск из Уфы переехало ОКБ-250, возглавляемое главным конструктором Владимиром Алексеевичем Добрыниным, получившее задание разработать новый авиационный двигатель. Для выполнения этой сверхзадачи КБ должно было использовать производственные мощности рыбинского завода. В конце 1944 завод освоил серийный выпуск мотора конструкции Аркадия Дмитриевича Швецова АШ-62ИР. Двигатель устанавливался на транспортные самолеты Ли-2, ПС-35, ПС-43, истребители И-152, И-153 («Чайка»), а чуть позднее на Ан-2. По своим эксплуатационным данным двигатель не уступал лучшим зарубежным образцам.

Работники завода в годы войны совершили настоящий трудовой подвиг. В цехах трудились без выходных, без отпусков, по 15 – 17 часов в день, а иногда и круглые сутки – подростки, женщины, пенсионеры, вернувшиеся с фронта раненые. В тяжелейших условиях люди выполняли колоссальный объем работ. Действительно, все делалось для фронта, для Победы. С апреля по декабрь 1942 года завод отремонтировал 728 двигателей, а в течение 1943 года в 1,5 раза больше. В конце 1944 года моторостроители ценой самоотверженного труда выполнили правительственное задание по освоению производства серийных авиадвигателей для самолета Ли-2 и этим подвели итог важному этапу становления завода.


В 1945 году предприятию предстояло в полтора раза увеличить выпуск моторов, развить производство до уровня крупносерийного. На Рыбинском моторостроительном началось внедрение поточных методов организации производства. Завод продолжал набирать темпы. За четыре первых месяца 1945 года он выпустил двигателей больше, чем за весь 1944 год. Вклад рыбинских моторостроителей в достижение Победы был отмечен высокими государственными наградами. В знак особых заслуг коллектива сотням работников завода первым в Ярославской области были вручены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».

Из тысяч рыбинских моторостроителей, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, 18 за свои ратные подвиги были удостоены звания Героя Советского Союза. Большинство из них были летчиками, как, например, Н. Бобин, Л. Орлов, Н. Архипов, П. Круглов. Первым в оккупированный Севастополь ворвался танк Н. Водолазкина, стали Героями воевавшие в пехоте В. Черкасов и А. Торопов. Боевых наград удостоены и многие другие моторостроители.

РЫБИНСКИЙ ЗАВОД ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ МАШИН

Фабрика мебели «СВОБОДА», цена победы: 1941 – 1945 гг.

Никто не ждал такой беды. Ещё вчера мечтали и радовались, еще по утру собирались отдохнуть погожим воскресеньем, а в 12 часов дня правительственное сообщение враз перечеркнуло все планы и надежды, стёрло улыбки с лиц. Война! 22 июня 1941 года из всех радиоприёмников страны разнеслось страшное известие о вторжении германских войск на территорию Советского Союза. Так же, как и по всей стране, глотая слёзы, собирали заплечные мешки своим мужьям, сыновьям, братьям женщины завода «Свобода». За годы войны на фронт ушли треть работающих. А оставшиеся понимали, что нужно во чтобы то ни стало заменить тех, кто покинул свои рабочие места. И завод продолжал трудиться, наращивал выпуск продукции для фронта и тыла.

В условиях всеобщей мобилизации в цехах завода работали учащиеся фабрично-заводского и ремесленных училищ. Вместо традиционной тары теперь заводчане собирали ящики для мин и снарядов, заготавливали лесоматериал для нужд оборонных предприятий, производили авиационный брус и детали кузова грузовых автомашин. Особого внимания заслуживает главная на тот момент продукция – древесная мука, один из компонентов пороха, – и сани-волокуши. Созданные для сухопутной перевозки тяжестей, эти нехитрые в устройстве сани использовались при транспортировке раненых и спасли не одну тысячу жизней.

Один за другим труженики тыла становились воинами Красной армии, поэтому численность заводчан неуклонно падала. По имеющимся сведениям, только с мая по декабрь 1944 года количество работников «Свободы» сократилось почти на 200 человек – с 467 до 280. Тем не менее, коллектив лесозавода каждый месяц брал на себя обязательства по перевыполнению плана. К примеру, одна лишь разнарядка на октябрь 1943 года предписывает в числе прочих изделии выпустить авиазаготовок в объёме 200 %. А это значило лишь одно: днем и ночью, в несколько смен, на пределе человеческих сил у заводских станков стояли люди.

Н.П. Смирнов, М.М. Левашов, А.И. Разумнов, В.П. Александров, И.И. Малахов, В.Ф. Сошников, А.А. Сошникова, В.И. Соколов, А.И. Носова, А.С. Кузнецова, С.П. Батурин, В.В. Ильин, Б.А. Тихомиров, В.В. Храмов – вот далеко не полный список тех работников «Свободы», которые, кто на поле боя, кто в тылу, отстаивали народную свободу. Глубокой любовью к Отечеству и преданностью родному производству проникнуты отдельные истории этих людей.

А.А. Сошникова, проработавшая в электроцехе предприятия почти полвека, вспоминает, как в 1944 году пришла на фабрику 15-летней девушкой, как годом раньше оттуда призвали в армию ее будущего мужа В.Ф. Сошникова. Тогда ему было чуть больше 17 лет. Виктор Фёдорович воевал в составе 4-го кавалерийского корпуса на Украинском фронте и был отличным миномётчиком. Его дважды ранили: сначала под Белой Церковью на Украине, потом – в Чехословакии. Последняя рана оказалась очень тяжелой и не позволила Виктору Фёдоровичу вернуться на фронт. По окончании воины, будучи инвалидом, он возвратился на свои завод с боевыми наградами и отработал на предприятии еще 42 года. Имел благодарности, грамоты, премии в мирное время. Более чем через полвека после окончания BOB, в 2001 году, ему была вручена медаль «За отвагу». Сама Александра Александровна вела активную общественную деятельность на предприятии и на протяжении 25 лет состояла в совете ветеранов.

Пройдя все невзгоды воины, вернулся на завод В.П. Александров. Учёба в Новосибирске и Волховский фронт, Краснодарский край и освобождение Крыма, Эстония и погранслужба на острове Эдер после победы – какие только испытания ни выпали на долю Владимира Павловича! И не сломили – после того, как стихли фронтовые бури, он снова приступил к производственной деятельности. За доблесть был награждён орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией», медалью Жукова, юбилейными знаками отличия.

Необыкновенный героизм, отвагу и терпение проявили в годы воины многие женщины лесозавода «Свобода». Более 20 лет трудилась на фабрике и была в числе активистов-общественников Белякова Анна Сергеевна. В 21 год она заступила на боевую службу в морскую авиацию береговой обороны Ленинградского фронта, где провела четыре года, вплоть до июля 1946-го. Почётный список её боевых наград – это медали «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией», орден Отечественной воины II степени, медаль Жукова и юбилейные награды, знак отличия «За крепость Кронштадт».

Вместе с другими санитарами хирургического полевого передвижного госпиталя многих раненых вынесла с поля боя молодая девушка Антонина Носова. Еи пришлось пройти Северо-Западный, Калининский, Первый и Второй Прибалтийские фронты, а в июне 1945 года в составе медицинской бригады Антонина Иванов – на отправилась на Дальний Восток. После окончания воины с Японией предстояла нелёгкая дорога домой: от Хабаровска до Москвы военнослужащие добирались в товарных вагонах. На родную ярославскую землю Антонина ступила лишь в январе 1946. «Орден Отечественной воины», медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За победу над Японией» и еще одиннадцать наград напоминали ей о тех суровых дорогах. Сохраняя на протяжении всей жизни необыкновенный задор и энергию, Антонина Ивановна писала стихи и выступала на праздничных вечерах.

Несмотря на военные тяготы, ни на минуту не затихала деятельность в цехах «Свободы». Надежда на победу объединяла людей – под разрывы авиабомб продолжалась работа заводского клуба. бережно хранит «Свобода» святую память о всех кто погиб в годы Великой Отечественной войны, о тех, кто помог коллективу выстоять. Имена безвозвратно покинувших завод навсегда запечатлены в народной памяти. В сквере у проходной стоит обелиск. Золотыми буквами выписаны фамилии ...

ЗАВОД «РАСКАТ»

В годы войны завод не прекращал выпуска катков и другой дорожной техники. За этот период было выпущено 93 катка. Катки этого периода работали на строительстве Комсомольска-на-Амуре, канала Волга-Москва, Кузнецкого металлургического комбината. В годы ВОв завод под номером 765 входил в состав Министерства минометного вооружения и выпускал мины и авиационные бомбы. Их изготовили 1 млн. 122 тыс.

1941 год ...

В начале Великой Отечественной войны завод «Дормашина» переходит в ведение Наркомата минометного вооружения. Его продукцией становятся мины и фугасные авиабомбы. Устанавливается строгий режим экономии металла, электроэнергии, топлива. Многие квалифицированные специалисты ушли на фронт.

ВЕРФЬ БРАТЬЕВ НОБЕЛЬ


1941 – 1945 гг. – приостанавливается рост верфи как судостроительного предприятия и её коллектив свои силы почти полностью направляет на выполнение военных заказов. В военные годы судостроители изготовили по заказам армии 15 пар мостовых понтонов и отправили на фронт 240 вагонов с боеприпасами и другими изделиями. По окончании Отечественной войны, верфь вновь возвращается к выполнению своих основных производственных заданий.


Мемориальный комплекс в память о судостроителях бывшего завода им. Володарского на Слипе (ныне «Верфь братьев Нобель») на улице Пятилетки, рядом с Домом культуры «Слип», хранит имена всех работников, погибших за родину в годы Великой Отечественной войны. Их было более сотни.

СПИЧЕЧНАЯ ФАБРИКА «МАЯК»


В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, фабрика перешла на изготовление запальных спичек для противотанковой жидкости. Коллектив успешно справился с возложенным заданием. В 1945 году на фабрике изготовлена партия спичек для участников Крымской конференции.

РЫБИНСКИЙ КАТЕРОЗАВОД

в годы Великой Отечественной войны

Уже 10 июля ГКО утвердил первый военный план строительства кораблей до конца 1941 года, в котором упор был сделан на постройку малых кораблей и катеров. В Рыбинске на заводе №341 уже в IV квартале планировалось передать флоту два торпедных катера типа Г-5 XI бис серии и заложить еще восемь. Однако выполнить план не удалось. Важнейшим фактором невозможности его выполнения стала оккупация противником значительной территории страны, где производилось, в частности, 60% стали и алюминия. Другим фактором стало переключение многих предприятий на выпуск непрофильной продукции для фронта. Наконец – эвакуация. В дни войны многие катера, строившиеся на заводе, получили новые «военные специальности»...

КОРАБЕЛЫ Рыбинска в годы войны

Противотанковые ежи, солдатские лопатки и лыжи. Над чем только не трудились рыбинские корабелы в годы войны. Но главное, что фронт ждал от наших земляков, военные катера.

С тридцатых годов Рыбинский завод 341 (ССЗ «Вымпел») проектировал и производил мирные суда буксирные моторные катера. После 22 июня 1941 года требовалось молниеносно приспособить этих трудяг к фронтовым нуждам, оснастить их вооружением.

Так, рыбинское детище, катер-тральщик «Рыбинец» типа А (КЛТ), служил как торпедолов, санитарное судно и топливозаправщик гидросамолетов. Военные специальности получили катера типов БМК-70 и ИУ. Они нашли применение в саперных частях. На быстроходных катерах типа МК устанавливали крупнокалиберный пулемет ДШК и довоенный «Максим». На МК ходила команда из 7 человек, его использовали в целях противовоздушной обороны.


Практически с первых дней войны корабелам Рыбинска пришлось с нуля осваивать военное судостроение. Уже к концу 1941 года рыбинцы были обязаны передать флоту два глиссирующих торпедных катера типа Г-5 серии XI бис. И заложить еще восемь таких катеров. Такой план дал государственный комитет обороны уже 10 июля, спустя две недели войны.

Вперед, в Тюмень!

СОБЕРИ ПАЗЛ

https://online-puzzle.ru/

Добрый день! Дорогой друг! Мы предлагаем тебе попробовать себя в роли конструктора и собрать пазл! Для этого нужно скопировать ссылку и вставить в адресную строку браузера. Выбирай любое фото боевых машин или военных самолётов и собирай пазл! Каждый играет на время, своё личный результат ты можешь повысить в новой игре! Если ты хочешь собрать пазл Катка, мы приложили фото которое ты сможешь загрузить, выбрав кнопку «обзор» и собрать это изображение.

Кроссворд "Промышленные предприятия"