Рапорты

Среди обнаруженных в 1995 году на Колыме документов

из семипалатинского дела Михаила Бодрова были нижеследующие рапорты.

..............................


[22/I-35г]

[Нач]альнику В.К. Обл. Упр НКВД

от деж коменданта [Вайгинева?] А.Н.

Рапорт

Доношу довас что при приеме дежурства в 9 часов утра 22/I 35 года. Припроверке вкамерах заключения вкамере №5 полит-заключенный Волков, стал говорить что нас здесь, плохо кормят, нам говорили что обеды будут брать из столовой где сотрудники обедают, но этого нет и обеды дают съэтой кухни хотя и варят отдельно отдругих заключеных. Еслибы я был посажен на неделю на две так это еще ладно, а то подзаключением находишься месяцами. Так пожалуй съэтих обедов не будеш здоров. Я вот уже как самого 15го парт съезда нахожусь подзаключением, и сылке, но так не видал чтобы так кормили полит-заключеного нам должен быть полит. полк который согласован огпу соснаркомснабом. на это есть инструкция я ее сам читал и знаю ее наизусть чем должны снабжать полит. Заключенного как мясом, салом, сахаром, нам полагается 25 грам сахару, а здесь — дают только 10 грам я незнаю почему это так. Ведь и мы будем когда нибудь воглаве руководства так будем заботится озаключенных. Вот что заявлял троцкист Волков. О чем и доношу до вас.

Деж. Комендант [подпись]

22/I 35г.

[орфография сохранена]

.................................................................................................................................................................................

Акт

1935г. 13 февраля Я дежурный по скорой помощи врач [Нагитин?], составил настоящий акт о нижеследующем. Полит-заключенные Волков и Бодров, жаловались на несенные им побои. При осмотре объективно ничего не обнаружено, и на заданный вопрос мною, имеются-ли какие признаки побоев сказали что нет. О чем и составлен настоящий акт.

[подпись]

13 II 35г.

.................................................................................................................................................................................

КОМЕНДАНТУ ВК ОБЛУПРАВЛЕНИЯ НКВД

От Вахтера БАГАЕВА

РАПОРТ

Доношу до Вашего сведения, о том что во время моего дежурства т.е. 13-го февраля 35 года в 19 час. вечера мною были выпущены на прогулку полит-заключенные: ВОЛКОВ и БАДРОВ, каковые отгуляли свое положенное им время т.е. полчаса — им было предложено зайти в камеру и получить ужин, но они категорически отказались зайти в камеру: «Мы в камеру не пойдем, а дайте нам газеты, а тогда мы посмотрим». Им было вторично предложено чтобы они зашли в камеру, но они несмотря на это что им было сказано чтобы они зашли в камеру, в чем они не подчинились и создали в ограде крик, после чего мною было доложено пом. коменданту тов. СЕРГЕЕВУ после чего мы с пом. комендантом шашли [так в документе] в ограду и предложили БАДРОВУ и ВОЛКОВУ зайти в камеру, но они категорически отказались: «Вы нас не уговаривайте, мы не люди как Вы жарбу хлебать и кричать Ура», а дайте нам газеты возможно где революция, а мы не знаем». После чего начали кричать что сейчас начинаем подымать шухер и к тому же начинает говорить не по русский, который язык совершенно непонятный, о чем и ставлю Вас в известность, что такое явление, как допускают полит-заключенные во время прогулок- это не первый раз.

13/II-35г. [подпись] /БАГАЕВ/

.................................................................................................................................................................................

л. 1

НАЧАЛЬНИКУ ВК ОБЛУПРАВЛЕНИЯ НКВД.-

От коменданта ВОЛКОВА.

РАПОРТ.-

Довожу до Вашего сведения, что неоднократно политзаключенные ЧЕЛИКЕНИДЗЕ, ВОЛКОВ, БАДРОВ- вызывают вахтерский состав караула на провокацию, бьют табуретками в двери, стучат в окна, ведут перекличку, говорят такие слова: «Мы себя ва похлебку, как Вы не продаем».

На неоднократные уговоры о прекрашении дебоша, как начальника караула - тов. БОГАЕВА, моего помощника — тов. СЕРГЕЕВА и лично меня — никакие уговоры не помогают, начинают устраивать абструкции. 13/II-35 года были доставлены только местные газеты, центральные в розничной продаже отсутствовали.

Полит-заключенным было объявлено — центральных газет не будет но по возможности — будут им доставлены, что я и сделал, отдав свою центральную газету и - газеты центр. взял у тов. БАСАРГИНА отдав им.

ВОЛКОВ и БАДРОВ, находясь на прогулке до 18 часов — на предложение дежурного вахтера — зайти в камеру — ВОЛКОВ и БОДРОВ начали кричать: «Требуйте газету, мы в камеру не пойдем». По вызову Карнача — я пригласил ответ дежурного тов. ФИЛИППОВА и вместе начали уговаривать — зайти в камеру, на что БОДРОВ и ВОЛКОВ вызвали нас на провокацию кидались сжатыми кулаками: «Вы все фашисты «Мы кровь прольем, но в камеру не пойдем». Я приказал завести в камеру: БАДРОВА, которого взяли подруки и завели в камеру, тогдай ВОЛКОВ идя в камеру - […?] [зачеркнуто] кричал «Нас избивают».

Ввиду болезни врача при ДПЗ — мне пришлось вызвать вра-

л. 1об

ча скорой помощи, который составил акт медицинского осмотра который при сем я прилагаю и в присутствии врача они уже отрицали нанесения побоев. Во время осмотра врачем — ВОЛКОВА последний кинулся на меня с кулаками, опять же вызывая меня на провокацию, но я скрипя сердце — вышел из камеры. В камере присутствовали т.т. ЖВИГУЛЬ, ВРАЧ, ГОНЧАРОВ и СЕРГЕЕВ.

Поведение полит-заключенных выходит за всякие пределы терпения — всего вахтерского состава, также и меня.

Прошу за устроенный дебошь и не подчинение полит-заключенных — БОДРОВА, ВОЛКОВА — лишить прогулок и передач, а также перевести на общий паек, а при повторении подобного дебоша — разрешить посадить в карцер.-

13/II-35 года [подпись] /ВОЛКОВ/

.................................................................................................................................................................................

л. 1

НАЧАЛЬНИКУ ВК ОБЛУПРАВЛЕНИЯ НКВД.-

От пом. коменданта- СЕРГЕЕВА.-

РАПОРТ.-

Доношу, что 13-го февраля 1935 года в 19 час. 30 мин. я прибыл в комендатуру, куда зашел старший вахтер-БАГАЕВ доложил мне о том, что политзаключенные по окончании прогулки категорически отказались заходить в камеру.

Подходя к окнам, где содержится полит-заключенный ЧЕЛИКНИДЗЕ с криком: «Нам не дают газет, протестуйте, требуйте, а мы в камеру не пойдем».

Неоднократно караул предупреждал последних зайти в камеру, после чего- я вошел в ограду, где находились полит-заключенные: ВОЛКОВ и БАДРОВ, я последним предложил войти в камеру — так как время прогулки кончилось ВОЛКОВ и БАДРОВ категорически отказались. Заявляя о том, что «Покуда Вы нас не снабдите газетами .те. правдой. Мы являемся коммунистами- Вы нас не можете лишить этой газеты а по этому мы не пойдем в камеру с криком нас сажают насильно», что со стороны меня и вахтерского состава не было приаенено. После чего я должен доложить коменданту и ответ. дежурному ФИЛИППОВУ- последние совместно со мной пошли в ограду, где находились ВОЛКОВ и БАДРОВ- последних просили зайти в камеру, как Комендант ВОЛКОВ, так и отв. дежурный ФИЛИППОВ- после чего последние категорически отказались зайти в камеру. Комендантом было приказано последних завести в камеру. После взятия их под руки для водворения в камеру: ВОЛКОВ и БАДРОВ с криком «Фашисты нас бьют с оружием».

л. 1об

В это время в камерах полит-заключенные начали бить скамейками двери: СУРОВ, ЧИЛИКИНИДЗЕ- о чем и доношу настоящим рапортом.-

13/II-35 г. [подпись] /СЕРГЕЕВ/

.................................................................................................................................................................................

л. 1

НАЧАЛЬНИКУ ВК ОБЛУПРАВЛЕНИЯ НКВД

Рапорт.

От дежурного ВК ОУ НКВД

ФИЛИППОВА И.С.

Доношу до Вашего сведения 13/II-с.г. В 8 часов вечера мне доложил дежурный вахтер ДПЗ БАГАЕВ, что у него находятся арестованные п/з на прогулке ВОЛКОВ и БОДРОВ на почве недоставки им во время газеты они подняли крик и этим самым вызвали своим криком остальные камеры на бой в дверь ногами и табуретками. Я совместно с комендантом ВК ОУ НКВД тов. ВОЛКОВЫМ и его Помощником СЕРГЕЕВЫМ прибыв к арестованным п/з ВОЛКОВУ и БОДРОВУ обращаясь к ним со всей вежливостью расспросил их требование о недоставке им газеты, я сказал ВОЛКОВУ и БОДРОВУ, что газета Вам будет дана через 10-15 минут, но все сказанные мои слова они т.е. Волков и Бодров во внимание не приняли и продолжали кричать с нежеланием уйти с прогулки вызывая своим криком на провокацию остальные камеры подбегая к окнам камер, крича «нас фашисты избивают, спасите» и т.д. Тогда как со стороны моей и коменданта и караула даже недопущено грубого слова.

После их не подчинения мы взяли под руки Бодрова и повели их в камеру, он кричал «мне фашисты руки ломают, бьют меня, спасите» и т.д.

П/З ВОЛКОВ не подчиняясь и недопуская к себе близко кричал «не подходите ко мне наделаю крови», а сам закричал приставленным голосом «помоги убивают фашисты» в тоже время повысил свой голос, кинулся бежать хотел взять полено, но его задержали недопустив его до дров, он поймал с тяжестью ящики хотел ударить ящиком, но он его не мог поднять.

Комендант ВОЛКОВ принес ему газету, он взял пошел в ка-

л. 1об

меру крича «Миша мне фашисты дали газету, избили меня» и сам зашел в камеру, пал в притворяющийся оморок, ему вызвали врача, заходя в камеру к п/з Волков (комендант) п/з Волков соскочил с нар, накинулся на Кам-да Волкова и стал бить.

Арестованный п/з Волков присутствие моего вышеизложенного явно п/з вызывает и неоднократные жалобы со стороны дежурных вахтеров -проявляет своим- террористическими действиями.

Ответдежурный [подпись] (ФИЛИППОВ)

[л. 1 исписан красным карандашом поверх рапорта]

.................................................................................................................................................................................

л. 1

Следоват . Гончарову

14/II-35 от п/заключ. [Зумерграуза?] И.Г.

Неоднократно мною было объявлено, что газеты п/заключенные получают не аккуратно, в том числе и я. Однако мои требования по поводу газет не выполняются. Имевший конфлик с тюр. администрацией 13/II-35г. в частности издевательство над т.т. Бодровым и Волковым (не выполняется абструкции [так в документе],

л. 1об

под силой оружия увод в камеру, лишение [Челикиридзе?] вечерней прогулки) показывает то издевательского отношения к законным требованиям п/заключенного. Я вынужден выразить свой категорический протест против такого отношения к нам, однако заявляю, что такие меры протеста будут практиковаться и в дальнейшем если не будут акуратно приносить газеты.

[написано карандашом]