дьячок Фёдор Иванов

Деревня Коровино. Часовня Пахомия Кенского (место Кенского прихода). Фото опубликовано в группе Кафедрального храма св. ап. и ев. Иоанна Богослова.

Приход упразденного Кенского монастыря стал местом службы и другого сына кенозерского диакона Ивана Лаврентьева - Фёдора Иванова; в течение всей своей жизни он выполнял там обязанности дьячка. В Православной церкви давно таких служителей нет. На наш современный взгляд, статус и обязанности дьячка, пономаря и псаломщика нечем не отличаются. Всё это - низшая ступень церковнослужителей, не требующая специального посвящения. В обязанности этих служителей входило чтение и пение на клиросе, церковное делопроизводство, поддержание порядка в храме и т.п. В XIX веке в Кенском, как и в других приходах, были и дьячок, и пономарь. Начало службы Фёдора Иванова в Кенском приходе - 1808 год.

26 ноября 1818 года Фёдор Иванов женился на крестьянской дочери из деревни Телицыно Анне. Но она умерла через четыре месяца после свадьбы от чахотки. Было ей всего 28 лет. Второй раз Фёдор Иванов венчался 14 февраля 1821 года на Марье Исаковой из деревни Першлахта. Но в переписи 1834 года у кенского дьячка Федора Иванова указана уже другая жена – Марина Иванова и дети от предыдущей жены – Евфимия 9 лет, Николай 6 лет и Андрей 2 лет. Не имеющим сана церковнослужителям второй и третий брак разрешался.

Ревизские сказки Вытегорского духовного присутствия Пудожского и Повенецкого уездов за 1834 год (НАРК, ф.4, оп.18, д.540, св.56, л.70)

Ревизкая сказка 1834 года марта 15 дня Олонецкой Епархии Пудожского уезда упраздненного Кенского монастыря однокомплектной церкви Преображения Господня...

Дьячок Фёдор Иванов (39 лет)

жена Марина Иванова (30 лет)

сыновья от другой жены Николай (6 лет), Андрей (2 года)

от другой жены дочь Евфимия (9 лет)

Позже, в 1838 году, от третьей жены родилась дочь Матрена. В 1851 году Федора Иванова уже не было в живых, его вдова Марина Иванова с детьми осталась жить при церкви.

Исповедные ведомости Пудожского уезда за 1851 год (НАРК, ф.25, оп.21, д.162, св.69, л.73)

Ведомость Олонецкой Епархии Пудожского уезда упраздненного Кенского монастыря церкви Преображения Господня священноцерковнослужителей обретающимся при оной церкви в приходе нижеявленных чинов людям, со изъявлением против каждого имени о бытии их в Святую Четыредесятницу у Исповеди и Святых Таин причастия, и ктож исповедовался токмо, а не причастился, и ктож не исповедался в 1851 году

Кто были у Исповеди и Святого Причастия...

Умершего дьячка Фёдора Иванова вдова жена Марина Иванова (52 года), дети Андрей (19 лет), Матрена (13 лет)

О том, как сложилась жизнь доживших до взрослого состояния детей Фёдора Иванова, информация не собиралась. Только на сайте ВГД (см. поколение 25-11) промелькнула информация о Андрее Фёдоровиче Грандове, пономаре Колодозерскго прихода, умершего примерно в 1865/66 году.

Можно предположить, что это сын Федора Петровича Грандова. Однако, сына с таким именем, у последнего не обнаружено. К тому же, судя по годам жизни вдовы Андрея Грандова - Александры Яковлевны (1832- после 1883), этот Андрей Фёдорович родился примерно в 30-х годах и не может быть сыном Фёдора Петровича, родившегося примерно в 1827 году. Пока единственной версией является принадлежность колодозерского пономаря семье кенского дьячка Фёдора Иванова. Отсюда следует вывод, что фамилию Грандовы давали всем потомкам диакона Ивана Лаврентьева из Кенозерского прихода.

Дети Андрея и Александры Грандовых: Михаил - в 1883 году служил в известной фирме "Громов и К" и имел звание личного почетного гражданина. Алексей (1862 г. рожд.) окончил Каргопольское духовное училище и жил с матерью. Еще один сын Иван умер 26.02.1867 года в младенческом возрасте; отца в этот момент уже не было в живых.