священник Фёдор Иванов

Деревня Погост. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Автор фото Дмитрий Архипов

Младшему сыну кенозерского священника Иоанна Иоаннова старшего - Фёдору Иванову было предназначено заняться крестьянским трудом. Старший брат Андриан Иванов занял место отца, у второго священника - дяди Иоанна Иоаннова младшего подрастали свои сыновья. Вакансий в церковном штате Кенозерского прихода не было. В таких случаях "лишних" сыновей духовенства отдавали в рекруты или переводили в сословие крестьян. Из рапорта священника Андриана Иванова 1733 года мы узнали, что в возрасте 24 лет Фёдор был уже женат и состоял в подушном окладе при деревне Вершинины Горы. Эта деревня была расположена совсем рядом с Погостом. Ныне оба селения объединены под общим названием Вершинино.

Сказки священноцерковнослужителей Каргопольского уезда о детях за 1733 год (ГАНО, ф.480, оп.1, д.320, л.5 об.)

1733 года маия дня 4 по указу святейшаго правительствующаго синода вице президента великаго Гдна преосвященнаго Феофана архиепискпа великоновоградского и великолуцкого и поданной из его архиерейского новгородского розряда того ж розряда канцеляристу Ивану Толстошиину инструкции тоеж Кенозерской волости поп Андриан Иванов выслушав оной его преосвященства об определении в школы для обучения по силе присланных святейшаго правительствующаго синода прошлых 731 ноября 29 и 732 годов декабря 7 числ ея императорского Величества самодержицы всероссийския указов внадежду впред к получению свящества поповских и причестнических детей указ сказал По свяществу что у меня попа детей мужеска полу никого не имеется а обретается брат родной Фёдор дватцати четырёх лет грамоте изучен и болезни за ним никаковой нет и в подушном окладе при той Кенозерской волости в дворцовой вотчине в деревне Вершинине Горы положен а кроме оного брата других сродников как в доме моем так ни в каковых местах произведенных чинах и отлученных и услугах никого не имеется. И в сей скаске показал он поп сущую правду без всякие лжи и утайки а ежели он поп написал то несправедливо в летах или кого детей и сродников утаил и в том изобличен кем будет и зато повинна себя творит лишения своего священнического чина и указного штрафа.

К сей скаске поп Андриан Иоаннов руку приложил

Там, в списке крестьян деревни Вершинины Горы мы его и нашли, причем в очень маленьком возрасте - 9 лет, то есть практически сразу после смерти отца. Возможно, перевод мальчика в другое сословие был связан с желанием получить землю, с которой легче прокормить семью. Только непонятно, кто же обрабатывал эту землю. В семье, кроме Андриана и Фёдора, других мужчин не было.

Переписная окладная книга Каргопольского уезда после 1725 года (РГАДА, ф.350, оп.2, д.1268, л.1151)

Кенозерской волости ... деревня Вершинина Гора

725 году при осмотре и свидетельстве сверх вышеписанных явилось прописных крестьян...

Из церковных причетников, которой пожелал жить во крестьянстве на тяглой земле в деревне Вершинине тое Кенозерской волости от церкви святых апостолов Петра и Павла Фёдор Иванов (9 лет)

Прожил Фёдор Иванов, как и его отец и старший брат недолго, около сорока лет. В переписи следующей ревизии 1748 года он уже числился умершим, а в Вершинино жили его сыновья Иван 9 лет и Афанасий 5 лет. К сожалению, женских имен в этой переписи нет; имя жены и дочерей, если таковые были, остались неизвестными.

Книга переписная волостей Каргопольского уезда 1745 года (РГАДА, ф.350, оп.2, д.1272, л.959 об.)

Кенозерской волости .... 745 году февраля 16 дня ... в деревне Вершининской

Умершего из церковных причетников писанного в прежнюю перепись Фёдора Иванова рожденные после прежней переписи дети: Иван (9 лет), Афанасий (5 лет)

Казалось бы история Фёдора Иванова закончилась. Но в списке детей церковного причта Успенской церкви 1745 года было обнаружено имя 2-летнего Лаврентия, сына умершего попа Фёдора Иванова. Эту загадку ещё предстоит разгадать. Пока версий две.

Из документа 1745 года ясно, что состав причта сменился по сравнению с 1733 годом. Место священника Иоанна Иоаннова младшего занял его старший сын Иоанн. Нет, и видимо давно, и Андриана Иоаннова, его племянника. Его на какое-то время заменил некто Фёдор Иванов, тоже уже умерший к 1745 году. Версия первая - на освободившееся после смерти Андриана Иванова место священника был прислан Фёдор Иванов с другого прихода. Если это так, то священник Фёдор Иванов - единственный "чужак", закрепившийся в Кенозерском приходе за сто с лишнем лет. Версия вторая - место Андриана Иванова занял его родной брат Фёдор Иванов, живший до этого в деревне Вершинины Горы. Причём старшие сыновья Фёдора остались в крестьянстве, а сын Лаврентий, родившийся после принятия сана, числился в составе причта, продолжая жить вместе со своей семьёй в Вершинино. Почему и потребовалась уточняющая фраза о местожительстве - "живёт в доме умершего отца своего". Косвенным подтверждением этой второй версии является то, что потомки старшего сына Фёдора Иванова - Ивана имели фамилию Поповы.

Книга переписная недействительных церковнослужителей Каргопольского уезда 1745 года (РГАДА, ф.350, оп.2, д.353, л.33)

Кенозерской волости при церкви Успения Пресвятой Богородицы ... на 1745 февраля 27 дня

Попа Ивана Иванова брат родной Фёдор (21 год) грамоте обучен живет с братом ещё

умершего попа Фёдора Иванова сын Лаврентий (2 лет) живёт в доме умершего отца своего

Итого при оной церкви недействительных поповых брат один сын один