Михаил Алексеев Кенозерский

Макариева Хергозерская пустынь. Хергозерский приход. Троицкая церквь. Автор фото Вадим Штрик.

Михаил, сын кенозерского дьячка Алексея Петрова, получивший во время учебы фамилию Кенозерский, мог попасть в Хергозерский приход в результате женитьбы на дочери умершего местного священника Михаила Георгиева. Это предположение основано на обычной в то время практике наследования мест в сельских приходах и отчества "Михайловна" у жены Михаила Алексеевича Анны. Единственный сын хергозерского священника Михаила Георгиевича - Василий (28.02.1827 - 31.12.1895), получивший при обучении фамилию Макарьевский, по пути священства не пошел. В 1850 году он учительствовал в Лодейпольском уезде, в поместье помещицы Николаенко. Позже служил начальником отделения Петрозаводской Казенной палаты. Место в приходе могло достаться зятю.

Состав семьи Михаила Алексеевича Кенозерского дан в ревизской сказке Хергозерского прихода за 1850 год.

Ревизские сказки Каргопольского уезда о священнослужителях и их семьях за 1850 год (НАРК, ф.25, оп.15, св.45, д.1037, лл.88 об-89)

Ревизские сказки 1850 года августа 21 дня Олонецкой Епархии Каргопольского уезда Хергозерского погоста семиклассной Троицкой церкви

Священник Михаил Алексеев Кенозерский (33 года)

Священника Михаила Кенозерского жена Анна Михайлова (30 лет)

Сын его Александр (3 года)

Дочь их Мария (8 лет)

В семье Кенозерских на момент 1850 года было всего два ребенка: старшая дочь Мария и сын Александр. Те же дети числятся и в исповедной ведомости 1858 года. Какова судьба этих детей, пока установить не удалось. На Александра была единственная надежда в деле сохранения фамилии "Кенозерские". Ведь у двоюродного брата Михаила Алексеевича - Василия Кенозерского сыновей не было. Но, к сожалению, в опубликованных списках выпускников духовных училищ и Олонецкой духовной семинарии, а также в списках Олонецкого духовенства начала XX века такой фамилии найти не удалось.

Самый поздний документ по Хергозерскому погосту (исповедные ведомости), который удалось пока найти, датирован 1862 годом. Хотя в списках этой ведомости семьи Михаила Кенозерского нет, его подпись стоит под документом. Значит, в 1862 году он был ещё жив.