Участники о психологическом тур-тренинге "Природа-Преображение"

Познай и победи!Психологический тренинг-поход на майские выдался действительно экстремальным. Нас поджидали многочасовые переходы под затяжными противными дождями, порой даже с холодным ветром,полностью промокшая одежда и снаряжение, которые нужно было высушить на тяжело разгорающемся огне, спуски по крутым обрывам каньона, прыжки через горные речки по скользким камням. И все это сопровождалось самопознанием и психологическими тренировками. Признаюсь, выдержали не все. До цивилизации добрались в полном составе,но психологический фактор сыграл со слабаками коварную роль. И, кстати, горы сами решают, кому достанется приз за стойкость, а кому групповые походы противопоказаны. Но обо всем по порядку.

В Симферополе на вокзале мы собрались полным составом. Одна из участниц, Светлана, ехала из Луганска, двое ребят добирались из Киева другим маршрутом, а Саша, тоже киевлянин, предпочел для поездки в Крым автомобиль. Знакомый с прошлого тура водитель в микроавтобусе отвез нас в село Многоречье, откуда планировался старт нашего экстрим-похода.

Стояла отличная погода —горный Крым встретил нас ласково и приветливо, ничего не предвещало особых сложностей. В Многоречье, где мы перепаковали рюкзаки и распределили питание между всеми участниками, встретился отряд школьников и руководитель отряда,скептически кивая на наши огромные рюкзаки, сказал, что будет сложно. Я сказала, что нам не впервой, доберемся и мы двинулись в путь. Переход был трудноватый — во-первых, мы поднимались в горы и дорога все время вела на подъем,который был все круче и круче, спины еще не успели привыкнуть к тяжелым ношам,и ноги, в городе особо не обремененные трудом, то и дело норовили поныть. Но преодоление себя — главная задача туристов, а потому мы шли и шли, невзирая на трудности.

Шли долго, так как новички,кто впервые в таких «переделках», отставали и просили отдыха. Останавливались,отдыхали, вздыхали, но надевали рюкзаки и топали дальше. Кстати, из Многоречья на Кош по маршруту проложена маркировка — отчётливые круги красной краской, потому заблудиться тут практически не возможно. А тем более,наш опытный инструктор, Саша, отлично ориентируясь на местности, вел нас вперед и вперед.

И уже на подступах к нашей первой стоянке с нами впервые поздоровался дождик. Оказалось, что идти под дождем не так уж и страшно, особенно, если на тебе хорошая обувь, непромокаемая куртка, накидка, ну и дождевик для рюкзака очень выручает. И вот, чуть подмокшие мы, наконец, добрались до Коша. Разбили лагерь, приготовили еду,играли в психологические игры, приготовленные Павлом заранее. Кстати, Кош —самая цивилизованная стоянка из всех, где мы гостили во время похода. Там оборудован деревянный стол, лавка, большое кострище и палки для подвешивания котелка, а так же большая урна для мусора, которую вероятно, периодически чистят лесники. Да и расположение довольно удачное — в низине, среди деревьев,закрыто от ветра и вблизи родника, что для стоянки является одним из самых важных факторов.

В тот же вечер у костра стали распределяться роли в группе. Некоторые участники намеренно отделяли себя от остальных, не желая становиться частью целого, сплоченного коллектива. Это тоже можно отнести к трудностям — разным людям сложно ужиться вместе и действовать по единому плану, а потому в походах с психологическим уклоном, это тоже является частью преодоления себя и определенная работа.

Следующий день похода, а это было 5 мая — был самым сложным в нашем туре. Моросящий надоедливый дождь преследовал нас практически с самого утра. Стоял тяжелейший молочный туман и передвигаться было достаточно сложно. Мы были предельно осторожны — скользкие камни, мокрые ветки, плохая видимость. Она временами сокращалась до 50 шагов.Чтобы не потеряться в тумане, мы старались держаться вместе и ждали друг друга на перевалах. Вначале все держались стойко, но дождь не прекращался и постепенно просачивался сквозь самую непромокаемую одежду и обувь. И накидки на рюкзаки постепенно увлажнялись все больше. С удивлением (в такую погоду — в поход!?) встречали группы, двигающиеся на встречу, радостно приветствовались,говорили, подсказывали друг другу путь. Многие поскальзывались и падали. Меня тоже не минула эта участь. Несмотря на палки, которые помогают передвигаться(надо купить настоящие трекинговые в следующий поход — классная штука), я все-таки поскользнулась на камне и повалилась на бок. Но сама встать не смогла из-за 20-килограммов за спиной и мокрой поверхности. Ребята, спасибо, поставили на ноги. Грязные, уставшие, мы топали дальше по Ялтинской яйле, где когда-то крымские татары любили устраивать летние пастбища для овечьих стад.

На подходе к горе Лапата видели памятник замерзшим в этих местах трем студентам из Донецка в 2004 году.Горы коварны. И даже, казалось бы, в таких несложных местах, может застать смерть. Мы постояли, подумали о горькой участи этих детей и двинулись дальше. Что такое туман и холод мы тоже теперь знаем. Но как можно было пойти в длительный, пусть даже радиальный переход с детьми без спичек, теплых вещей и достаточного запаса пищи, остается загадкой. «Они любили горы, но горы их не отпустили», - свидетельствует надпись на памятном знаке. Горы действительно благосклонны к тем, кто готов к трудностям и испытаниям, они дарят неземную радость и нирвану, но в тоже время могут забрать все. Надо быть предельно осторожными и всегда помнить о безопасности.

И вот, наконец, мы добрались до Кемали (официальное название Кемаль-Эгерек), четвертой по высоте горной точке Крыма. Ее высота над уровнем моря составляет почти 1530 м. Инструктор Саша пошутил, что вряд ли в эту минуту есть в Крыму кто-то выше нас, потому что в такую погоду, даже туристы опасаются гулять в горах. Проливной дождь в этот день не прекращался ни на минуту, мы очутились в дождевом облаке, которое все поливало и поливало, словно испытывая нас на прочность. А мы все чаще взывали к богу Солнца, чтобы подарил нам тепло. А я все чаще поглядывала на свой языческий талисманчик на шее, который обозначает Солнце. И оно обещало скоро быть.

По плану, наша следующая стоянка должна состояться на Яман-Таше, но из-за непогоды, мы прошли дальше — так было проще и безопасней, и обосновались недалеко от Кемали, стоянка так и называется- «Кемаль». Там уже стояли два лагеря и самые козырные и «дровянистые» места были забиты. Но правило гор — кто первый пришел, тому повезло больше. Ребята из Днепра разрешили нам немного погреться у их костра и временно приютили под тентом, пока мы под проливным дождем устанавливали свои палатки. В тот день костер мы не разводили — многочасовой переход под холодным дождем давал усталость, а сама ситуация навевала грусть — неужели поход испорчен? Наши тренеры — Павел и Саша, наскоро приготовили кашу на горелке и разнесли по палаткам скромный туристический ужин.

А утром мы снова узнали, что дождь продолжает моросить. Саше, туристу с 11-летним стажем, костер развести не составило проблем, даже в такую погоду. С дровами на Кемали, сложно, их надо искать гораздо ниже места стоянки, но все мы дружно, обмотавшись в дождевики и остатки сухих вещей, тащили ветки к костру. Одна из групп ушла и мы заняли их место — оно более скрыто от ветра, есть деревья, где удобно натягивать тент от дождя, да и припас толстых бревен для костра тоже остался — спасибо! Почти целый день ушел на просушку одежды, обуви, спальников и карематов. Не один носок погорел на этом костре. У туристов есть примета — если хотя бы один носок поглотит огонь — погода наладится. Может в шутку, а может всерьез, но 6 мая, бог Ра, нас таки услышал.

И когда мы увидели, где находимся, это было настоящее чудо. Разсеялся туман, появилось солнышко — его встречали бурными криками «ура», нам открылись потрясающие ландшафты гор, вдалеке красивое озеро, укрывшееся в горах, зеленые леса, склоны, удивительные по своей красоте пейзажи, которые не сравнятся ни с одной картиной мира. Ради этого, стоило прийти сюда и перенести все тяготы перехода. И когда одежда просохла, когда мы приготовили еду, Павел устроил нам очень интересные игры. Экстремальные бои на мечах на выход агрессии, игры на определение и отстаивание своих границ, а греясь у костра мы пытались найти что-то общее с миром животных. Среди нас оказались — Черный Кот, Скунс, Ястреб,Крокодил, Пегас и Единорог, которые общались и взаимодействовали друг с другом.Это было очень увлекательно. Не расскажу всех подробностей — будет потом не интересно. Но каждое животное определенно отражало характер каждого из нас и то, как мы играли, показывает нас в жизни.

Следующая ночь была яркой и звездной и мы знали, что завтра будет тепло. Действительно — следующая часть похода прошла под покровительством Солнца. Без особых сложностей.

7 мая мы позавтракали, собрали лагерь. Кстати ночью были заморозки до -3 и палатки покрылись ледяной корочкой.Но утром было относительно тепло, по крайней мере безветренно и сухо. Поиграли в активные психологические игры с мячом и тронулись в путь.

«И можно свернуть, обрыв обогнуть, но мы выбираем трудный путь, опасный как военная тропа», - пел великий гений Владимир Семенович Высоцкий. И хотя сам он не особо увлекался альпинизмом, написал обо всех туристах довольно точные слова. Ведь, правда — мы сами выбираем заковыристые тропы, добровольно идем в сложный, порой коварный путь, чтобы бороться и преодолевать, не сдаваться и не терять самообладания, становиться выносливее и одновременно добрее, человечнее, получать благородство и чувство собственной значимости. А женщины в походе с одной стороны становятся вровень с мужчинами, но и одновременно чувствуют себя еще более нежными и женственными созданиями,принимая поддержку сильных рук.

Мы взобрались на каменный уступ и поглазели на панорамную красотищу, Павел стрельнул из ракетинцы в честь нашего пребывания в горах под наши крики «Ура!». Потом мы снова поздоровались и одновременно простились с вершиной Кемаль-Эгерек и пошли по ухабистому плато вниз к Ялте. У нас был вкусный привал и познавательная игра — мы разбились на пары и завязывая по очереди друг другу глаза, были поводырями друг друга.Весьма увлекательная вещь, она показывает, насколько мы можем доверять другим или же полагаемся только на себя. К Ялте наш спуск пролегал по каньону Уч-Кош.Удивительное ущелье — живописное и пугающее одновременно. Если на вершине было зелено, а местами лежал снег, то здесь сейчас еще осень. Склоны унизаны грязно-желтой, мокрой листвой, по которой нам и приходилось ползти, карабкаться и не бояться. Иногда падали и несколько метров съезжали на пятой точке, но в целом никто не пострадал — Саша старался подбирать максимально «удобоваримые» тропы,чтобы все могли пройти максимально безопасно. Спускались мы без сноровки долго,вместо положенных опытными туристами 40 минут, мы слезали по склонам крутого ущелья 3 часа. А расстояние преодолели всего-то несколько километров.

Саша хотел максимально приблизиться к Ялте, что бы на 8-е мая, последний день похода, оставить небольшой участок для прохождения. Ночь с 7 на 8 мы провели в Уч-Коше, в уникальных диких, каких-то мистических местах. У костра после ужина поработали с Павлом над «манипуляциями» - разобрали ситуации,когда нами пытаются управлять близкие или чужие люди.

И потренировались в психологическом айкидо, что довольно-таки замечательная вещь. Я теперь с успехом применяю в диалогах. Спать было тепло и уютно. А в 5 утра мы уже поднялись и готовились преодолеть последний отрезок пути. Тут с некоторыми участниками произошли казусы, о которых я рассказывать не буду. Но суть в том,что «только смелым покоряются моря». Я уже об этом говорила. В целом, последний рывок по Уч-Кошу в Советское, был достаточно интересным. Не менее сложным, чем остальные переходы, но и не таким легким, как обычная лесная прогулка. А места живописные. Очень. Посмотрите на снимках,полюбуйтесь. Водопады, горная речка, дикие сосны-великаны, перепады высот,огромные каменные глыбы, которые много столетий, а может, и тысячелетий назад,катились в ущелье с горных высот. Природа дикая и нетронутая, wild nature, так говорят иностранцы. Здесь не встретишь ни пластикового стаканчика, ни обертки от конфет. Хотя, нечто удивительное встретить можно. Наш инструктор Саша нашел на Кемали настоящую подкову. Счастье нашел, - шутили мы. Везет же людям!

И все ближе спускаясь к Советскому, от которого до Ялты, подать рукой, уже встречались следы нашей цивилизации и становилось немного грустно. Очень-очень не хотелось уходить от этой мистической, захватывающей, убивающей красоты. Но мы обещали вернуться.

Павел на прощанье подарил нам небольшие фигурки, отображающие нас в походе — выносливые и позитивные ослики,добродушный и веселый Шрек, порой капризная, но смелая Принцесса.

А чтобы закрепить все наши позитивные впечатления, мы искупались в еще очень холодном майском море. Но это было здорово, как и все наше увлекательное, бешеное по своей энергетике и позитиву путешествие. Хотите испытать подобное? Отправляйтесь с нами. И помните, что самопознание — путь к вершине вашей неизученной и полной прекрасного личности.

Леся Шелест, участница экстрим-походов в августе 2010 и мае 2011годов.

Это был мой первый в жизни поход. Подготовки у меня не было никакой и на переходах пришлось мне трудно. Я плелась в хвосте группы, мысленно коря себя за то, что во все это ввязалась. Наши постоянно мне помогали и подбадривали, но понимание того, что я им создаю лишние проблемы, делало настроение преотвратным.

Однако, подыхая от отдышки на первом переходе (эх,вредна офисная работа для здоровья!), я поймала себя на том, что начинаю влюбляться в окружающую красоту. Радовали простые, но приветливые цветы. Дикий лес был великолепен своей неухоженностью и казался просто сказочным. Чаровали возвышавшиеся вокруг горы. Ничего вкуснее я в своей жизни не пила, чем вода из горных родников. Теперь мороженое и шоколад перестали быть деликатесом.

Павел заметил, что я шалею, если вижу снег,который кое-где еще сохранился. На пути нашего следования он нашел такой участок и позвал меня. Мы подошли к заснеженному пространству и я увидела крупные фиалки, которые цвели до самой кромки снега. Одновременно дары двух времен года! Ну где еще такое увидишь?

Я не могла надышаться воздухом, впитавшим особый,такой любимый мною снежный аромат. Ради этого стОило немного потерпеть. Обожаю снег. Я мяла и мяла его руками и не могла оторваться. Мелькнула мысль сорвать несколько фиалок, но она показалась мне кощунством. Мир гор по-особому подействовал на меня и я поняла, что общение с природой должно проходить по-другому. В частности, здесь неуместно собственничество. Нельзя красоту присваивать. Ею можно только дышать. И беречь. Я старательно заровняла снежную поверхность там, где остались следы моих рук и, стараясь не наступать на цветы,покинула это чудесное место.

Хочу признаться, что собираясь в поход, я очень боялась дождя и холода. И вот пожалуйста: поливало нас щедро, да еще и морозец был. Но красота гор и общение с чудесными людьми, которых я здесь встретила,сделали эти и другие неудобства вроде как терпимыми...

Кстати, нам очень повезло с тренерами. Во многом благодаря им во мне проснулась такая симпатия к горам. Александр и Павел старались держаться строго, но очень заботились о группе. Например, один из переходов мы шли под почти не прекращающимся дождем. Усталые и вымокшие, мы спрятались в палатках, по которым барабанили нескончаемые капли. Делать ничего не хотелось. А Павел и Александр приготовили и разнесли нам чай и еду! Под дождем! Все это заставило меня отказаться от плана расправы над Павлом,которому я на одном из переходов пообещала, что придушу его и съем за то, что подбил идти в поход.

Итак, мы пережидАли ненастье и молились о перемене погоды. И вот, слава Богу, начало проглядывать Солнце! Мы и наши соседи приветствовали его радостными выкриками. Вот, кстати, кто еще молодец, так эти бывалые туристы! Пока лил дождь,они все время пели, рассказывали истории и весело смеялись. А я, честно говоря,слегка скисла от холода. Тренеры подбивали наших попеть у костра, но выяснилось, что большинство из нас не помнит полностью тексты песен и прочее. В общем, не сложилось. А я тогда получила урок, что дождь и холод можно перетерпеть, надо только для себя решить сделать это.

А еще я думаю, что настоящих друзей можно найти только в походе. Горы проявляют истинную сущность каждого. Здесь слетают все маски, не играют роли политические убеждения и другие факторы, разделяющие людей в нашем мире. Я увидела совершенно новую модель построения отношений между людьми, основанную на доброжелательном и доверительном отношении друг к другу, взаимовыручке и ответственности за себя и за интересы группы. Думаю, что знакомясь с кем-нибудь в дальнейшем, я буду прикидывать: а как бы повел себя этот человек, будь он тогда с нами? Даже конфликты, имевшие место, не напрягали, а скорее помогали разобраться в чем-то в себе и в других.Оказывается трудности, препятствия и конфликты – это не зло, которое мешает дойти к цели. Это урок, помогающий нам стать лучше и идти к следующей, более важной цели быстрее и эффективнее. Поход в горы – это как модель жизненного пути. Идешь и не знаешь, что впереди – подъем, осыпь или нормальная дорога. И даже если очень трудно, идти все равно надо. Словом, горы учат мнОгому. И быстро.

Утром 9 мая, когда мы прибыли в Киев, я поехала в Ботанический сад, который посещаю ежегодно на весенние праздники. Прямо с рюкзаком, не заезжая домой. Впереди была рабочая неделя и не хотелось пропустить цветение магнолий. К тому же мне надо было многое обдумать.

Останавливаясь возле многочисленных экзотических растений, я поймала себя на том, что они меня не очень интересуют, что ищу глазами фиалки и другие растения, которые видела в горах. Я заметила уголок,где был подъем, заросший дикими травами. Это место напоминало те склоны, где мы побывали. Расположившись на находившейся рядом скамейке, я отдыхала, хрумая оставшиеся у меня в рюкзаке сухарики и боролась с желанием вскарабкаться наверх. А еще я вспоминала все, что со мной происходило в походе и делала выводы. Очень важные для себя выводы. Но об этом писать я не буду. Потому, что горы дают каждому свой урок, и ставят свои вопросы.

Позднее, на распросы коллег и знакомых о том, как прошел поход, я честно отвечала: „Ужасно. Но лучшего отдыха у меня не было!.”

С сердечной благодарностью Павлу, Александру,Лесе, Оксане, Николаю и всем учасникам похода,