Лебяжья канавка

Лебяжья канавка (Лебяжий канал) — канал в Санкт-Петербурге, соединяющий реки Неву и Мойку между Летним садом (остров Летний Сад) и Марсовым полем (1-й Адмиралтейский остров). Прорыт в 1711–1719 гг. для осушения болотистой территории, на которой разбили Царицын луг (ныне Марсово поле). Длина канала - 648 метров. Вдоль западной границы Царицына луга проходил такой же канал — Красный, впоследствии он был засыпан.

Своё название канавка получила из-за весьма романтического обстоятельства: в XVIII веке в него неожиданно переселились лебеди из соседних прудов, что и дало резон сначала горожанам называть так их место обитания, а после и городским властям, которые изначально именовали канал Летним или каналом Летнего сада.

До 1719 года здесь пролегала неглубокая и болотистая речка Лебединка, протекавшая вдоль западной границы сада, которую со временем решили углубить и превратить в канал.

В 1902 году Комиссия о северных железных и водных путях предлагала расширить и углубить этот канал, чтобы сделать его судоходным – связать Неву с Мойкой и Екатерининским каналом. Доклад об этом был сделан в думе 2 мая 1902 г. В нём отмечалось, что Лебяжий канал – это часть системы и вход судов из Невы в неё возможен только через исток Фонтанки. «Для улучшения условий судоходства необходимо устроить особый вход из Невы для судов, идущих на разгрузку в р. Мойку, Екатерининский и Крюков каналы – путём переустройства и приспособления к движению судов существующего Лебяжьего канала, соединяющего р. Неву с р. Мойкой», – говорилось в докладе.

Сейчас нам странно было бы увидеть грузовое судоходство на Лебяжьем канале – мы привыкли воспринимать его как декоративный. Хотя ведь при Петре I он был прорыт именно для надобностей грузового судоходства. Комиссия предложила об этом вспомнить – соответственно, расширить и углубить канал. Это предполагало и перестройку мостов через канал – Верхне-Лебяжьего и Нижне-Лебяжьего, которые «по недостаточной ширине и низости не могут служить для пропуска судов».

Закончен доклад комиссии был неожиданно – ссылкой на эстетические соображения: «Да и помимо требований судоходства переустройство Лебяжьего канала необходимо прямо в интересах благоустройства столицы. Запущенный, полузанесённый песком канал, с его неэстетическими откосами, совсем не гармонирует с той местностью, где он пролегает. Рядом лучший сад столицы, Царицын луг, где происходят все парады войск в Высочайшем присутствии и в присутствии приезжающих в столицу иностранных государей, – и запущенный, полузанесённый канал...». Управа рассмотрела этот доклад и согласилась с комиссией, однако Городская дума тогда так и не рассмотрела этот проект.

В мае 1904 г. снова возник вопрос о Лебяжьей канавке, когда гласный Городской думы В. С. Кривенко внёс предложение о превращении Царицына луга в городской сад. По его мнению, для этого необходимо было выполнение двух условий – передача Царицына луга городу и засыпка Лебяжьего канала.

Как следовало из заявления того же Кривенко от 14 мая 1907 г., Лебяжий канал занимает первое место среди не только бесполезных, но и вредных проток: «Он совсем обмелел, и при спаде воды дно его значительно обнажается, заражая миазмами Летний сад».

29 октября 1907 г. Городская управа представила Городской думе свои соображения. Как отмечалось, «в современном виде Лебяжий канал представляет собой простую оградительную канаву для Летнего сада». Соответственно, в его существовании нет необходимости. На его месте управа предложила устроить проезд. Была представлена даже смета засыпки. Впрочем, сразу же появилось и особое мнение, сводившееся к тому, что канал нужно не засыпать, а расширить и углубить.

Судьбой Лебяжьего канала обеспокоились в Комиссии по изучению и описанию Старого Петербурга при Обществе архитекторов-художников. 27 февраля 1908 г. она обратилась к городскому голове, отмечая, что «в случае засыпки Лебяжьего канала Летний сад потеряет свой художественный вид и присущий ему характер и что в то же время придётся уничтожить два весьма интересных моста».

13 июня 1908 г. «исправляющий должность» управляющего кабинетом сообщил городскому голове, что вопрос о засыпке Лебяжьего канала «был подвергнут всестороннему обсуждению, причём Императорская академия художеств... высказалась в том смысле, что засыпка Лебяжьего канала... отразится на общем виде Летнего сада, который при его устройстве предполагался именно окружённым со всех сторон водою... между тем желательно сохранить за Летним садом... первоначальный его характер». Кроме того, было указано, что засыпка канала повлияет отрицательно на растительность Летнего сада, вызовет расходы, например на устройство ограды...

В результате министр двора «не признал возможным согласиться» на эту засыпку. А вот Императорское российское общество садоводства, наоборот, высказалось за ликвидацию канала. По его мнению, Летний сад, со всех сторон окружённый водой, всегда страдал от избытка влаги. А кроме того, «Лебяжий канал сам по себе представляет такую картину запущенности... что он и с эстетической стороны... сильно вредит и саду, и Царицыну лугу».

31 мая 1913 г. в докладе городской управы отмечалось: «Принимая во внимание, что Лебяжий канал находится в весьма антисанитарных условиях, что привести его необходимо немедленно в надлежащий вид, а это возможно двумя способами: или засыпкою канала, или же очисткою его с непременным условием углубления... Управа полагает необходимым... канал засыпать». По оценке чиновников, засыпка обошлась бы в 114 880 руб., а очистка в 957 000 руб. К счастью, это решение не было воплощено в жизнь.

В 1955—1956 гг. берега Лебяжье канавки были укреплены гранитными банкетами (архитектор Л. А. Носков, инженер А. Д. Гутцайт), аналогичными тем, что были впоследствии построены вдоль прилегающего участка Мойки. На правом берегу Лебяжьей канавки, на углу Дворцовой набережной Невы, находится бывший дом Бецкого (ныне Институт культуры). На левом берегу — каменная терраса Летнего сада.

10 июня 2018 г.

Источники:

  • Санкт-Петербургские ведомости. 31.5.2013, Михаил Фокин
  • blog-fiesta.com. 22.5.2015
  • Википедия
  • mostotrest-spb.ru