Воспоминания работников эвакуированных госпиталей №3313 и №3926

ВОСПОМИНАНИЯ

медицинской сестры госпиталя Рысюковой — Соколовой Прасковьи Федоровны.

«...нелегко, конечно, было нам, молоденьким девчонкам. Всех прибывших надо было обмыть, провести санобработку и перевезти в госпиталь. Не было ни грузовых, ни санитарных автомобилей. Нам помогали добрые руки женщин, которе работали в различных учреждениях райцентра, а также домо- хозяйки.

Надо было лечить не только глубокие, медленно заживающие раны, но и душевные травмы. Ведь у одних погибали родные — надо морально поддер­жать. Другие были потрясены тем, что остались инвалидами . Медикаменты у нас были, а вот с перевязочным материалом случались перебои. Стирали даже использованные бинты, стерилизовали, сушили, гладили. Чтобы улучшить пи­тание раненых, было организовано подсобное хозяйство. Официально рабочий день длился 12 часов, но очень часто работали сутками.

Радостью светились лица всех сотрудников госпиталя, когда его покидали здоровые бойцы и офицеры, снова становились в строй.

Позднее в госпиталях Акбулака находились на излечении военнопленные. И их приходилось лечить, только с болью в сердце, со слезами на глазах, пото­му что у многих работников к тому времени погибли на фронте родственники. Но высок был гуманизм советских людей, высоко было их душевное благород­ство».

12 февраля 1983 года.



ВОСПОМИНАНИЯ

медицинской сестры Анны Пименовны Соловцовой

Анна Пименовна Соловцова приехала из Ленинграда к месту службы мужа с трехлетним сыном в Западную Белоруссию в г.Новогрудок. Здесь ее и застала война. В спешном порядке выехала к родным в г. Брянск, дорога затянулась на 24 дня - непрерывные бомбежки фашистских самолетов мешали продвижению пассажирских и товарных поездов, с которыми приходилось ехать. «Особенно трудно было - вспоминает Анна Пименовна, - под Борисо­вым, где состав был окружен немецким десантом и обстреливался самолетами. Вскоре пришлось выехать и из Брянска. Вместе с родителями эвакуировались в Акбулак. Сразу же по приезду пошла, работать в госпиталь медсестрой. Рабо­тали в госпитале, не считаясь со временем, делали все возможное, чтобы как можно быстрее поставить раненых на ноги, облегчить их страдания. Бывало не спать приходилось по двое суток: обрабатывали прибывших, кормили их, го­товили палаты для них. Хотелось быстрее излечить и возвратить солдат в дей­ствующую армию на разгром врага. Поддерживали солдат не только физиче ски, но и морально - писали письма домой, читали им газеты и книги, устраи­вали концерты.

По поручению партийной организации госпиталя, под руководством комис­саров тт. Захарова Н.И. и Рудакова П.М. проводила ежемесячно политинформа­ции по обзору событий за неделю.

Особенно любили раненые нашу художественную самодеятельность. Я играла на гитаре, пела песни. Среди нас выделялась Клавдия Тихонова, кото­рая стала солисткой Одесского оперного театра. Помню очень хорошо и Соню Хамитову-Козлову, Ольгу Иващенко, которая проживает в г. Ленинграде.

05 апреля 1983 г.


Клавдия Петровна Тихонова

медицинская сестра госпиталя № 3926 1952г.

ВОСПОМИНАНИЯ

медицинской сестры Клавдии Петровны Тихоновой

«Начинала работу в госпитале № 3318, позднее была переведена в госпиталь № 3926 . Госпиталь располагался в здании школы и в двух железнодорожных домах.

Работать приходилось много. Было трудно, но мы не знали, что такое — 6,8,9 часов работы. Работали столько, сколько нужно было для раненных, так как стремились к тому, чтобы все были ухожены, а для этого нужны были физи­ческие силы , медицинские знания. Главная цель - быстрее раненых поднять на ноги и возвратить в строй. Все выздоровевшие, уезжая на фронт из госпиталя, горячо благодарили медицинский персонал за лечение и заботу о них, за тепло­ту и сердечное отношение к ним.

Однажды в санитарном поезде к нам прибыл с фронтовой зоны Иван Гос­тев, сын полка. Он был очень худеньким и маленьким, родные у него были рас­стреляны немцами. Все его очень любили и заботились о нем как могли. Ванеч­ка отлично играл на баяне и пел, вместе с нами участвовал в художественной "самодеятельности. Только вот не знаю, куда его отправили из госпиталя.

Годы войны были очень трудными для всех советских людей, но мы все- таки много сделали для нашей Родины».

После окончания войны Клавдия Петровна Тихонова вернулась в родной го­род Одессу и работала в Одесском театре оперы и балета актрисой.



Галина Николаевна Галинская

медицинская сестра госпиталя №3926 20 июля 1974 г.

ВОСПОМИНАНИЯ

Медицинской сестры Нины Николаевны Галинской

«... Я работала в нашем Акбулакском госпитале № 3926, который был эвакуи­рован в глубокий тыл. Это только говорят, что эвакуирован. А на самом деле приехало несколько врачей, начальники госпиталя и аптеки, старшая сестра.

Нам , молодым девушкам , пришлось самим организовывать и укомплекто­вывать госпиталь. Мы просили у населения все, что они могли нам дать: по­стельное белье, полотенца , посуду, мебель. Добровольно были донорами, отда­вая свою кровь ранеными бойцами, чтобы они быстрее выздоравливали и воз­вращались на фронт бить фашистов. Мы косили бурьян, резали торф для топки.

Выращивали картофель, свеклу для столовых. Убирали хлеб в колхозах , ведь рабочих рук так не хватало. Зимой очищали железнодорожные пути от снега. Мы отдавали свою зарплату по 2-3 оклада в заем государству - эти деньги шли на оборону нашей страны. Участвовали в художественной самодея­тельности . Нам было очень трудно , никто не сказал : « Я не хочу и не могу».

Медсестры были все военнообязанные, а военные всегда должна быть на своем посту. Но нас ожидало еще одно испытание : наших бойцов отправили на станцию Алга, а мы должны были лечить, ухаживать за пленными, т.е. теми фашистами , которые убивали близких и родных, которые убивали близких и родных , которые принесли нам столько горя . Этому учила нас наша комму­нистическая партия. Мы доказывали, что мы не желаем войны. В этом наша гуманность. А лечили мы пленных для обмена на советских солдат. Им давали так называемую 10-ю норму: белый хлеб, сахар, масло, сгущенное молоко, яичный порошок. Наши люди, конечно, этого не видели — у нас была карточная система. Нам давали 600 г. хлеба, из которых 200 г. мы отдавали детскому до­му, эвакуированному к нам в Акбулак из Орловской области. А 1946 год мне и моим подругам запомнился на всю жизнь: правительство наградило нас меда­лью «За победу над Германией».

14 апреля 1983 года.



ВОСПОМИНАНИЯ

медицинской сестры Прасковьи Христофоровны Васильевой

Прасковья Христофоровна Васильева работала в годы Великой Отечественной войны в госпитале № 3318.

«... Годы были нелегкими. Но все сотрудники госпиталя были сердечными, дружными, все старались своим добросовестным трудом в тылу приблизить день Победы. В основном в госпитале работали эвакуированные из разных городов, занятых немцами. Многие из них бежали от врага, не имея возможности взять с собой самое необходимое. Нелегко в госпитале, благодаря дружественному коллективу, добросердечного отношения друг к другу, взаимной выручки, помогали выстоять в эти суровые для все страны годы, остаться стойкими, мужественными, верными своему долгу.

Я в отделении была по возрасту старше всех и, видимо, поэтому меня все ласково и сердечно звали тетя Паша. И я относилась ко всем с добрым сердцем и старалась помочь и советом и делом всем, кто нуждался в моей помощи.

В эти суровые дни войны у нас была одна «отдушина» - самодеятельные ч концерты работников госпиталя. Руководила и готовила эти концерты Ольхова Мария Христофоровна, моя сестра, мать Людмилы Кондратовой. В госпитале много талантливых девушек, особенно выделялась Тихонова Клавдия. Все бы­ли благодарны Ольховой М.Х. за организацию этих концертов.

...спецгоспиталем стал примерно с февраля 1943 года, вскоре после разгро­ма немцев под Сталинградом. Среди военнопленных было много больных сыпным тифом. Много сотрудников были заражены тифом. Заболел и началь­ник госпиталя. Тогда умерло 3 человека».

Март 1983 г.



ВОСПОМИНАНИЯ

сестры-хозяйки вещевого склада Марии Христофоровны Ольховой

«В Акбулак приехала с двумя дочками 24 июля 1941 года. До Оренбурга ехали в эшелоне вместе с эвакуированными, оттуда направили в Акбулак, кото­рый на три года стал родным домом. Самым первым знакомым оказался Ибатуллин Валей Галеевич. Эта семья стала для нас стала самой родной. Сразу же вышла на работу. По приказу комиссара госпиталя приняла веще­вой склад, хотя очень боялась, что не справлюсь с этой работой.

Из характеристики М.Х.Ольховой

-Работу свою выполняла честно и добросовестно. Объявлены приказами начальника госпиталя две благодарности (приказ № 22 от 01.05.42 г., при­каз № 79 от 06.11.42 г.). Портрет занесен на Доску Почета».

«Директором госпиталя вначале был Михайловский Федор Владимирович — человек большой души, добрый, отзывчивый, скромный. А погиб он от рук фашистов, его умышленно заразили сыпняком. Потом начальником госпиталя был Иванов, а доктором 1 -го отделения был Слуцкий, который всегда успевал быть там, где это было необходимо.Хорошо работали киевлянки Геня и Вера Цепоркины, многие другие работ­ники госпиталя.

Я в госпитале организовала художественную самодеятельность, участниками которой были и врачи, и сестры, и санитарки, и больные. Несмотря на ус­талость, нехватку времени, свободное время отдавали репетициям, концертам, помогали готовить выступления для выздоравливающих. Главной артисткой была, конечно, Клава Тихонова. Коллектив художественной самодеятельности госпиталя в районе занял 3 место.

Меня наградили Грамотой за руководство кружком и за отличное исполне­ние песни «Бувайте здоровы!».

Я очень хорошо помню, как мне нечем было закончить один из литератур­ных монтажей. И вот я, набравшись смелости, решила переделать слова извест­ной белорусской песни. Слова этой песенки далеки от совершенства, но очень полюбились нашим раненым, так как они отвечали их желанию скорее выле­читься и вновь отправиться на фронт бить фашистов. И они на каждом концерте просили эту песню исполнить. Называется эта песня «Бывайте здоровы!». Автор этой песни Адам Русак, он знает об этой переделке и на меня не в оби­де».

12 января 1983 г.


Новикова Лидия Сергеевна бывшая медицинская сестра госпиталя № 3926.1984 год

ВОСПОМИНАНИЯ

медицинской сестры Лидии Сергеевны Новиковой

"Я пришла работать в госпиталь в августе 1944 года и проработала до 1948 го­да. Сначала была ассистентом аптеки , а затем и заведующей госпитальной ап­текой. Занималась приготовлением лекарств. В это время в госпиталь помести­ли военнопленных. Приходилось пересиливать себя, делая для них лекарства, проявляя советский гуманизм. Со мной работала санитарка Соня Сафина. Рабо­тая начальником аптеки, я полностью отвечала за правильность приготовления лекарств, за доставку их из Оренбурга. Хотя питание в госпитале бы по нормальное, много пленных, особенно австрийцев, было дистрофиками, поэтому и умирали. Их хоронили за Акбулаком. Пленные работали на огородах подсобного хозяйства, расположенного у озера Щучье. Остальные в артели «Горняк». В неделю раз мы ходили в госпиталь на «пятиминутки». Здание аптеки по­мещалось в одном из железнодорожных домиков . В соседнем домике, рядом, было второе отделение госпиталя. Коллектив в госпитале был дружный, часто выступали в клубе перед своими работниками с концертами. Очень хорошо пела Соня. Начальник по полит, части т. Иванов проводил политинформации о положении на фронтах. Кроме основной работы, мы еще работали и в колхозе на обмолоте хлеба. После расформировании госпиталя, я опять вернулась на работу в центральную апте­ку Акбулака и работала там до ухода на заслуженный отдых»

Март 1984 г.



Галина Степановна Залевская,

медицинский статист госпиталя № 3926. 1944 год

ВОСПОМИНАНИЯ

медицинского статиста Галины Степановны Залевской

Галина Степановна Залевская работала в госпитале № 3926 с 15 января 1945 года медицинским статистом, а с июля 1946 года - заведующая делопро­изводством. Эта должность приравнивалась к должности начальника штаба — вся секретная документация сосредотачивалась в руках Г. С. Залевской.

Она передавала данные о численности и движении военнопленных, вела ди­агностику заболеваемости, смертности, вела книгу приказов по штабу. Акбулакский спецгоспиталь № 3926 был расформирован в 1948 году. Вместе с начальником госпиталя Сохневым Иннокентием Ивановичем Галина Степановна сдала документы в архив в сентябре 1948 года и выехала из Акбулака.

Галина Степановна вспоминает: «Шел 1945 год. В марте месяце прибыл эшелон с истощенными военнопленными - дистрофиками прямо с фронта. Весь госпиталь всполошился. Военнопленных дожили на подводы и переводили в госпиталь, а обслуживающий персонал, медицинские сестры, переводчица шли пешком, сопровождая их. До чего же смешно выглядели немецкие вояки! Поверх головных уборов были накручены какие-то тряпки, а на ногах — спле­тенные корзины. Но так им и надо. Мы их в свою страну не звали.»



Н.И. Захаров (первый слева) на праздновании 50 - летия Победы советского народа над Фашистской Германией в п. Акбулак. 09 мая 2000г.

ВОСПОМИНАНИЯ

комиссара госпиталя Захарова Николая

« С благодарностью вспоминаю всех сотрудников госпиталя, которые много сил и энергии затратили на то, чтобы оборудовать классные комнаты под больничные палаты, стараясь придать им домашний уют. Я помню первый прибывший эшелон с ранеными из-под Смоленска. Их было около 270 человек. Воины получили ранения в боях на смоленском на­правлении, грудью преграждая путь врагу к столице нашей Родины.

Вспоминаю, как приходили в госпиталь пионеры и комсомольцы, помогали выхаживать больных, пели для них русские и украинские песни, частушки, танцевали, приносили в палаты полевые цветы, под диктовку тяжело раненных писали письма родным. И еще удивительно помню молодую чернявую девушку с очень приятным I голосом - Катю Юшко. Она пела бойцам песни и была их любимицей. Из со­трудников различных учреждений был организован хор, руководителем кото­рого была работница пожарной охраны Бражникова.

Каждую субботу и воскресенье приходили они в госпиталь и пели для боль­ных. Бойцы подолгу их не отпускали, просили попеть еще хоть немножечко. И девушки пели столько, сколько хватало сил. Они не только пели, но и приноси­ли цветы, вышитые салфетки, которыми украшали палаты, и, конечно, прино­сили угощения домашнего приготовления».