Шевченко Григорий Данилович

Бобруйский район

ФОТО

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Ветерану Великой Отечественной войны и ветерану труда Григорию Даниловичу Шевченко выпало стать участником многих исторически известных событий, происходящих на просторах «от Москвы до самых до окраин».

В Беларусь маленький украинский мальчик Гриша Шевченко попал во второй половине 20-х годов минувшего столетия. Украинский народ в ту пору переживал сильнейший голод. Спасаясь от неминуемой смерти, семья Шевченко с пятью детьми приехала в Гомельскую область, где их приютили родственники. Когда костлявые лапы голода ослабили свою хватку, семья вновь вернулась в родные края, но не в полном составе: Гриша с младшим братом остался в Беларуси. Нелегко приходилось в ту пору и белорусскому народу. В силу различных житейских обстоятельств Гриша с братом оказался в детском доме, где воспитывался до 1939 года. Жил и учился сначала в Гомеле. Завершал обучения в школе № 18 г. Бобруйска. Мальчик взрослел, пора было думать о собственном заработке, и воспитатели направили его в Ленинградское ремесленное училище, где он освоил вентиляционное дело. Вскоре на предприятии «Волховстрой», где добывают бокситы, устанавливал в производственных цехах вентиляцию, обеспечивая трудящимся безопасные условия труда.

Известие о нападении фашистской Германии Гриша встретил вдалеке от своих близких и родных. В ту пору ему исполнилось 17 лет. На следующий, 1942 год, он был призван на армейскую службу. На фронт попал не сразу. Обучался вначале военному делу в военном городке неподалеку от Орехово-Зуева и только после этого в звании сержанта попал на фронт в составе одной из сибирских частей.

В составе 2-го Прибалтийского фронта освобождал города: Великие Луки, Ржев, Торжок, Старицу. Под Витебском получил боевое ранение. Шли тяжелые бои, под обстрелом на полях сражений оставались сотни трупов погибших воинов, не всегда удавалось их своевременно убирать. Тяжело раненый Григорий был безнадежен. Товарищ по службе затащил его в расположенный неподалеку от места сражения сарай, где лежали трупы солдат. Жизнь медленно угасала, и через пару часов он мог бы пополнить списки погибших. Остаться в рядах живых помог местный житель, подъехавший к сараю за сеном. Обнаружив среди трупов живого солдата, сельчанин доставил его на повозке в медсанбат. Вместе с врачами Григорий Шевченко долго боролся за свою жизнь, перенес не одну операцию. Солдату грозила потеря искалеченных в бою ног, но делать ампутацию он не позволил. Вопреки прогнозам и опасениям врачей выжил, да еще вновь пошел сражаться за Родину.

Пройдя переподготовку в г. Иваново, попал в 830-й полк 238-й дивизии Белорусского фронта. С боевыми товарищами Григорий принимал участие в боях под Варшавой, Вислой, Кенигсбергом. Воевал с одной мыслью: разбить врага, не дать ему хозяйничать на своей земле. За решительность и отвагу был отмечен многочисленными наградами, в числе которых ордена Красной Звезды и Великой Отечественной войны, медаль «За боевые заслуги».

Благодаря отваге советских воинов и самоотверженности всего народа война близилась к завершению, победа была близка. В это время правительство страны думало о том, как надежнее укрепить свои границы. По приказу Сталина Григорий Шевченко прямо с фронта был направлен в Удмуртскую автономную область для прохождения обучения в эвакуированном 1-м Ленинградском военном училище. Службу своему Отечеству Григорий продолжил в порту Находка, на Чукотке, у Берингова пролива, в Магадане. До 1956 года в составе частей НКВД охранял склады, порты, аэродромы. Когда было принято решение о сокращении вооруженных сил, Григорий побывал на Украине, повидался со своей Родиной, с близкими и родными.

Постоянным местом жительства Григорий Данилович все же избрал Беларусь. Здесь, в д. Щатково Бобруйского района, вместе со своей женой Татьяной Ивановной они вырастили пятерых детей. Достигнув пенсионного возраста, он еще долгие годы трудился в местном колхозе. Как участника Великой Отечественной войны, человека, добросовестно служившего своему народу и в мирное время, его не забывают местные власти, руководство Бобруйского РОВД. В честь 65-летия освобождения белорусской земли от немецко-фашистских захватчиков Г. Д. Шевченко получил поздравления от районной милиции. Сегодня он является ярчайшим примером мужества для подрастающего поколения, особенно для тех парней, которые выбрали для себя путь служения Отечеству.

Милохина, В. От Москвы до самых до окраин / Валентина Милохина // Трыбуна працы. – 2009. – 8 сентября.

Вглядываясь в лица девятнадцатилетних-двадцатилетних пареньков, выпускников Бобруйского аграрно-экономического колледжа, о чем-то шумно разговаривающих во дворе здания учебного заведения, с ужасом понимаю, что такими же юными, до конца не оперившимися, были и большинство солдат, выступавших в далекие и страшные 40-ые один на один с коварным и хорошо подготовленным противником. Глядя на сегодняшних 20-летних, ужасы войны, полнота трагедии, которую довелось испытать нашему народу, и в особенности матерям в годы Великой Отечественной войны, ощущаются особенно остро.

Совсем недавно мы отметили 65-ю годовщину Великой Победы. Но писать о ветеранах, предавать бумаге их воспоминания о том тяжелом, трагическом времени не прекращаем, потому что хорошо осознаем – никто и ничто не должны быть забыты. Ради павших в боях солдат, ради тех, кто выжил, ради счастья и мира на земле: сегодня, завтра и всегда.

С Г. Д. Шевченко из д. Щатково мы встретились 9 мая. Вместе с женой и соседями ветеран, как и каждый год в этот день на протяжении уже многих лет, пришел к памятнику советским воинам, погибшим в июне 1944-го во время переправы через Березину, чтобы возложить цветы и отдать дань памяти тем, кому не посчастливилось вернуться с той войны. Не заметить Григория Даниловича было невозможно: лацканы пиджака сверху донизу украшали награды. Со слов солдата, а потом и офицера, узнали, что воевать ему довелось в составе двух фронтов.

– Сам я родом из Украины. Воспитывался в детских домах, в том числе и в бобруйском. Учился в местной школе. После ее окончания был направлен на учебу в ФЗО г. Ленинграда. Там и застала война. Сначала воевал в составе 2-го Прибалтийского фронта. Вели наступление из-под Москвы на Ржевск, со Ржевска – на г. Городок Витебской области. Бои здесь были особенно кровопролитными, с большими людскими потерями. В нашу задачу входило штурмом взять Витебск. Не получилось. Была дана команда остановиться. Там, в районе Городка, меня ранило. Лечился в госпиталях: в Москве и в Подмосковье. После поправки вновь был направлен на фронт, на передовую. Теперь уже на 2-й Белорусский.

Отличившегося в бою и зарекомендовавшего себя только с положительной стороны, Григория Даниловича направили на учебу в Саратовское военное училище. Там выучился на офицера и продолжил службу уже в тылу.

После окончания войны Григорий Данилович приехал к младшему брату в Бобруйск. Здесь и остался, здесь встретил свою вторую половинку.

На мой вопрос, как сегодня живется ветеранам, не испытывают ли в чем нужды, Григорий Данилович и в шутку и всерьез отвечает:

– Нужда только в одном – здоровье. И ноги не идут, как бы хотелось, и глаза не зоркие, и слух не тот, что раньше. Возраст-то – без малого девяносто. В остальном нужды нет: государство заботится о нас.

С гордостью рассказывает ветеран о своих наградах:

– Орден красной звезды получил за ранения, которых было два, за то, что кровь проливал. Имею орден Великой Отечественной войны, медали «За боевые заслуги», «за победу над Германией», юбилейные.

Ярче других блестит юбилейная «65 лет победы в Великой Отечественной войне». И мы от всей души желаем ветерану, чтобы и эта медаль была не последней в его жизни.

Карпенко, Е. Военные дороги Григория Шевченко / Елена Карпенко // Трыбуна працы. – 2010. – 12 июля.