Ходосевич Николай Ефимович

Быховский район

БИОГРАФИЯ

Николай Ефимович Ходосевич родился 16 мая 1922 года в деревне Хилец Александрийского сельсовета, что на Шкловщине. Родом из обычной крестьянской семьи.

После войны, летом 1947 года, вместе с женой переехал в Могилев, работал в санаторной школе, а когда в 1949 году школу перевели в деревню Чечевичи Быховского района, с семьей переехал туда. Сначала работал в санаторной школе, а затем в обычной общеобразовательной. Построил в Чечевичах дом, посадил сад и вырастил троих детей, двух дочерей и сына.

ВОСПОМИНАНИЯ

«В 1939 году успешно окончил среднюю школу. Поступил в Могилевский учительский институт, где прозанимался один год. Дальше пришлось учиться в Витебске, куда перевели факультет по естествознанию и географии. Вспоминает, что вскоре ввели платное обучение, но те студенты, которые успевали на 4 и 5, имели право перевестись на бесплатное заочное обучение с правом получения работы по специальности. Я подходил к этой категории, оформил нужные документы – и быстрее к родным в Хилец, оттуда – в областной отдел народного образования за направлением. Направили в Березинский район, в распоряжение местного отдела образования. Там отправили преподавать естествознание и географию в деревню Уши. Учительствовать довелось всего один месяц.

Однажды ночью пришел посланец из сельисполкома с сообщением о срочном вызове в райвоенкомат. Собрал свои пожитки и пошел в Березино. Добрался утром. Там уже были и другие. Военный комиссар подготовил пакет, заклеил и скрепил его сургучной печатью и отправил с этим пакетом пешком в Могилев, в облвоенкомат. С небольшими перекурами шли весь день, а вечером недалеко от дороги увидели костер. Около костра сидели трое крепких мужиков, а чуть поодаль – бортовой ЗИС-5. Мы поздоровались, и в ходе разговора выяснилось, что они едут до Могилева. Тогда они нам предложили загрузить машину дровами и нас подвезти. Мы с радостью согласились на такое условие. Ехали долго, почти под непрекращающимся дождем. Мокрые, голодные и холодные пришли в Дом крестьянина, где привечали и обогревали, обеспечивая ночлег без всяких денег, были бы с собой документы. После того как мы переночевали и отдохнули, явились прямо к облвоенкому. Всех собравшихся отправили проходить медицинскую комиссию. Отобрали нас 13 человек и повезли на железнодорожный вокзал. Оттуда без лишних вопросов и полном неведении повезли на Запад. И только оказавшись в Вильнюсе, в военном пехотном училище, поняли, что к чему.

Боевой подготовкой занимались 1200 курсантов – 600 литовцев и 600 белорусов, русских. В начале июня 1941 года комиссар училища открыто объявил перед строем, что скоро будет война. И весь личный состав училища отправили в летний лагерь. Пешком! А это 105 километров.

Когда началась Великая Отечественная война, училище бросили на защиту Вильнюса. Курсанты, особенно наши, дрались отчаянно, но против танков и до зубов вооруженной пехоты противника не пойдешь. Пришлось отступать, а в это время горожане, теперь уже можно говорить и писать об этом, стреляли в курсантов из окон своих квартир…

С боями шли в направлении Лепеля, где объединились с минометным училищем и заняли оборону. Но немцы и здесь бросили в наступление танки. Пришлось снова отступать. Враг захватил в плен одного из наших курсантов. Его посадили в погреб, приставив часового. Когда на мотоцикле с коляской приехал немец забрать его на допрос, тот его задушил, мгновенно переоделся в офицерскую форму, застрелил часового и, вскочив на работающий мотоцикл, помчался на советские позиции. Немцы сначала растерялись от неожиданности, а потом открыли шквальный огонь. Наши же молчали, хотя прекрасно видели, что к их траншеям мчится на мотоцикле вражеский офицер. Весь израненный, окровавленный наш Николай чудом остался жив.

Много где пришлось мне воевать, но пули и осколки, к счастью, пролетали мимо. А вот на Волховском фронте, в бою за станцию Чудово, получил тяжелое ранение ноги: раздробило тазобедренный сустав. Долго лечился, а когда врачи признали годным к дальнейшей службе, получил направление в одну из воинских частей 2-го Прибалтийского фронта. В ее составе и пришлось штурмовать неприступный, по оценке самих немцев, латвийский портовый город Либава, переименованный потом в Лиепая. Потери наши тогда были большими, однако город взяли и в плен попала большая группировка гитлеровцев, среди которых оказался 91 генерал. Тогда меня и моих бойцов за ночную вылазку во вражеский тыл и удачно проведенную операцию представили к наградам. Я получил орден Славы III степени. А еще я награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями.

Больше с врагом сражаться мне не пришлось, попал в резерв, а из резерва – в далекую Тамбовскую область, в Гавриловский райвоенкомат, где был начальником 4-го отдела. Затем служил в Мичуринском райвоенкомате. В этом городе и встретил свою жену, а в конце лета 1947 года решили переехать в Могилев».

ФОТО