федотенко иван трофимович

Климовичский район

ФОТО

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Илья Трофимович родился в 1926 году в небольшой деревне Дударевка Милославичского сельского Совета. Отец – кузнец, мать – простая колхозница. Как и все деревенские мальчишки, Илья также рано приобщился к труду. Парень тянулся к знаниям, хотел стать учителем. Но успел окончить только восемь классов, как грянула война.

Ветеран рассказывает:

– Хорошо помню тот день. Воскресенье, 22 июня 1941 года. Мать послала меня в Милославичи на базар (до Милославич – километров восемь). Базар там всегда был большой. Шумел он и в этот раз: вся широкая площадь перед церковью была заполнена людьми и повозками. Из радиорупора на столбе гремит музыка. И вдруг музыка замолкает. Через некоторое время слышится четкий голос диктора: «Внимание! Важное сообщение!». Площадь замирает. А диктор объявляет, что, нарушив пакт о ненападении и без объявления войны, фашистская Германия вероломно начала военные действия против Советского Союза.

Что тут началось! Женщины, что постарше, у которых в памяти была еще та германская война (а потом и гражданская) – в слезы, в крик! Мужчины – в магазин: купить бутылочку да за чаркой обсудить ситуацию. А я с тревожной вестью побежал домой.

…Отца вскоре мобилизовали на фронт. Больше мы его не видели. Как потом узнали от земляка, воевал он в Крыму, был командиром зенитного расчета.

А вот таким помнится ветерану день освобождения:

– В конце сентября 1943 года в нашу Дударевку нагрянули немцы с подводами. Мародеры ходили по дворам, стреляли свиней – прямо в сараях – и укладывали туши на подводы. Но заметили наших разведчиков-красноармейцев, которые выходили из кустов за деревней, все побросали и побежали в сторону Недведи. Это был последний день немецкой оккупации в нашей местности. Какая радость: мы спасены!

На фронт Илья Федотенко ушел, когда ему еще не исполнилось и восемнадцати. Писал, говорит, в военкомате заявление: прошу зачислить добровольцем. Был направлен в школу подготовки младшего комсостава.

Воевал в Прибалтике. Одно из ярких воспоминаний – о ежедневном подвиге медсестер:

– На фронте я впервые и увидел красный крест. На нашей медсестричке. Был тяжелый бой. Наша атака захлебнулась под огнем противника. Много раненых, убитых. Рота залегла. Я тоже зарылся головой в снег. И тут слышу: сзади что-то шуршит. Повернул голову – а это ползет медсестра. Совсем еще молодая девчушка: маленькая, худенькая. На плечи накинуты лямки, к лямкам прицеплены саночки, а на санках – тяжело раненный командир, детина, раза в два больше этой девчонки. Медсестричка ползет, локтями упирается, изо всех сил тянет тяжелые санки. А сбоку на плече еще и санитарная сумка – тоже тащится по снегу. Я мелкими перебежками подскочил к девушке: «Давай помогу!» «Не надо! – категорично возразила она. – Я сама. А твое место там, – она указала рукой в сторону передовой. – Ты же боец!». И вновь, прилагая неимоверные усилия, потащила тяжелые санки.

В Прибалтике И. Т. Федотенко встретил и победу. По его словам, вот как это было:

– Мы подпирали курляндскую группировку врага. Противник предпринял очередную попытку прорваться, неожиданно пошел в атаку, бросил на нас танки. Мы отбивались гранатами. Подоспели наши танки. Отбились, враг не прошел. Но цена была дорогой: наша рота потеряла 63 человека. Их похоронили в братской могиле. В этот же день пришло сообщение: Германия капитулировала. Победа!

Сразу же – митинг. Старшина где-то достал несколько бутылок «Московской». Расставили на столах из жердей водку, закуску. Мы, юнцы безусые, еще и пить-то не умели. Да и не хотелось: рядом, в братской могиле, лежали наши товарищи. А я все думал: «Какой ужас! Всего нескольких часов не дожили до Победы!».

После демобилизации Илья Трофимович вернулся в родную Дударевку. Он вспоминает:

– Деревня наша стояла в низинке. Чтобы подойти к ней, нужно было спуститься с горочки. Спуск пологий и долгий. Человека видно издалека. Я иду с вещмешком на плече, а женщины стоят у калиток и гадают: что за солдат идет? Чей? К какому дому повернет? Кому улыбнется счастье? Я прошел по деревне, свернул на знакомую тропиночку к своему дому. Мать как сердцем почувствовала: выбежала к калитке: «Сынок! Живой…» – залилась слезами.

Илья Трофимович осуществил свою мечту: стал учителем.

– В районе после войны не хватало учителей. В Кричеве было педучилище. И вот я поступил в это училище и окончил его с отличием. Преподавал в Недведской школе – был учителем начальных классов. А мой друг говорит: «У тебя же диплом с отличием. Поступай учиться дальше!» И я поступил в Могилевский пединститут на историко-географический факультет, заочное отделение. А после окончания института меня назначили директором школы.

Затем И. Т. Федотенко возглавлял Галичскую среднюю школу. Он был хорошим учителем и директором. Именно при нем в 1975 году было возведено трехэтажное здание новой, современной школы – со светлыми, просторными классами; здесь была введена кабинетная система обучения.

Ветеран Великой Отечественной войны Илья Трофимович Федотенко скоро отсчитает девять десятков лет, но он по-прежнему участвует в общественной жизни, встречается с молодежью. И это обоюдоважно: ветеран чувствует свою значимость, а молодые люди видят перед собой живой пример патриотизма, верности и преданности Родине.

Цыганкова, Г. С гуманностью – по жизни: ветераны / Галина Цыганкова // Родная ніва. – 2015. – 8 мая. – С. 10.