Снытко Сямён Антонавіч

Бялыніцкі раён

ВОСПОМИНАНИЯ

НАЧАЛО ГРЯДУЩИХ ПОБЕД

Вторая мировая война – это война, каких не знало человечество. И победа над силами фашизма была величайшей из всех побед, какие когда-либо одерживало человечество.

Имена простых солдат Великой Отечественной войны не так часто звучат в повседневной жизни. А ведь именно он – простой солдат – совершал каждый день героический поступок, ценой своей жизни спасая не только свое Отечество, но и весь мир, будущее от самой страшной опасности, которая когда-либо угрожала человечеству!

Родился Семен Антонович Снытко 24 февраля 1925 года в деревне Большая Мощаница Белыничского района, в крестьянской семье. С младенчества воспитывался в семье дедушки Хмелькова Александра Трифоновича, так как мать страдала тяжелой болезнью.

Когда ему исполнилось 6 лет, пошел в первый класс Мощаницкой семилетки, а среднее образование получил в Белыничской СШ.

«Три года, – вспоминает он, – ходил пешком в райцентр. К учебе у меня была большая тяга. Примером для подражания для меня был мой дядя, капитан Красной Армии Хмельков Михаил Александрович, который потом погиб в 1941 году, защищая Москву. Именно он убедил дедушку в том, что я должен продолжать учебу».

Семен Антонович окончил Белыничскую СШ в июне 1941 года, перед самым началом войны. Война перечеркнула все дальнейшие планы. Он оказался на оккупированной немецко-фашистскими захватчиками территории. Сначала работал с дедушкой в сельском хозяйстве, а потом, весной 1944 года, ушел в партизанский отряд № 8 (Круглянская военно-оперативная группа, командир ст. л-т Соколов), который действовал в Круглянском, Белыничском и Крупском районах.

После соединения с частями Красной Армии в конце июня 1944 года вначале попал в запасной полк, а 15 августа 1944 – на фронт, в составе 459 полка 42-й Смоленской орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии. Дивизия входила в 49-ю армию в составе II Белорусского фронта. Это та самая дивизия, которая освободила Белыничи и нашу родную Мощаницу. Это тот самый полк, в котором служил старший лейтенант Сергей Григорьевич Терешкевич, геройски погибший при освобождении нашего района.

Первый бой Семен Антонович принял 22 августа 1944 года на территории Польши, в качестве наводчика в расчете противотанкового ружья. А потом в полковой батарее 45-миллиметровых противотанковых пушек заряжающим, а позже – наводчиком. Батарея этих пушек всегда находилась во время боя в боевых порядках пехоты для борьбы с танками противника. Это орудие было грозным для немецких танков и очень уязвимым для наших орудийных расчетов. Чтобы прямой наводкой уничтожить вражеский танк, нужно расчету быть не только слаженным в стрельбе, но и обладать особой стойкостью, презрением к опасности в критические минуты боя.

«В ноябре 1944 года, – рассказывает Семен Антонович, – наш полк получил задание провести разведку боем на возможном направлении главного удара 49-й армии, после продолжительной обороны на реке Нарев между польскими городами Ломжа и Остроленка. Ночью, тихо форсировав реку Нарев, мы пошли в атаку и с боем взяли три линии глубокоэшелонированной обороны противника. Но и враг не дремал. Более двух суток мы сдерживали его контратаки. К тому же фашисты сумели подтянуть сюда крупные резервы из тыла. Как потом выяснилось, тем самым мы оттянули их на себя, позволив остальным советским войскам перейти в генеральное наступление. А на то время испытания на долю бойцов полка выпали невероятные. Немцы, направляя весь огонь на наши позиции, начали постепенно оттеснять нас к реке, тем более что силы были далеко не равные. Понтонные лодки почти все были уничтожены, отступающих бойцов фашисты расстреливали в упор. Многие утонули в ледяных водах Нарева. Мне повезло в этом бою. Успев сбросить бушлат, я ухватился за проплывающее рядом бревно, которое, на счастье, притянуло меня на другой берег. В тот день мы не досчитались многих своих товарищей. Погибло и трое моих друзей – Михаил Солонович из Могилева, Антон Тумор и Антон Шлык из Круглянщины. Полк свою задачу выполнил, но мы остались без своего командира полка, полковника Козлова, которого тяжело ранило. Вскоре ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а еще через некоторое время он вернулся в родной полк. Не забыли и о нас, простых солдатах. Я, в частности, был отмечен медалью «За отвагу». Это самая дорогая из всех моих наград. Я ценю ее даже выше, чем орден Красной Звезды, которым был награжден позже, за взятие Данцига».

Потом Семен Антонович прошел фронтовыми дорогами по Германии, форсировал Одер, встречался с союзниками на Эльбе.

«В одном из боев смертельно ранило нашего командира взвода лейтенанта Суворова», – говорит ветеран. – Это был пятый из сыновей у родителей, который погиб за нашу Родину (после войны я долго с ними переписывался). Не миновала беда и меня. Под Данцигом наш орудийный расчет наскочил на противотанковую мину. Все бойцы погибли, а меня сильно контузило. Отправиться в госпиталь отказался, так как боялся, что после выздоровления могут отправить в другую часть, где нет моих земляков, боевых товарищей. Со своим полком дошел до немецкого города Пархим, что в 100 километрах к востоку от Гамбурга. Вскоре мы вышли к Эльбе, где и встретились с союзниками. Эта встреча стала самой счастливой и радостной в моей жизни. Американские и английские солдаты дарили нам часы, зажигалки, а мы – звездочки от пилоток, так как ничего другого не было».

После окончания войны Семен Антонович еще долгих пять лет не мог вернуться в самый дорогой для его сердца уголок – деревню Большая Мощаница. До 1947 года он оставался служить на территории Германии, а потом в Северо-Кавказском военном округе. И только в апреле 1950-го вернулся в родные края. Перед ним встала проблема: что делать, где применить свои способности и талант. И бывший солдат поступил на литфак Могилевского педагогического института. После его окончания вернулся в свою деревню и более 30 лет преподавал русский язык и литературу в местной школе.

Родина высоко оценила и трудовые заслуги Семена Антоновича. К боевым наградам добавился орден Трудового Красного Знамени. Сегодня он на заслуженном отдыхе. Ему идет 89-й год.

Все меньше и меньше остается в живых участников Великой Отечественной войны. Неумолимо и быстро идет время, седеют и стареют наши ветераны. И наша задача, и задача будущих поколений - не забыть тех ужасных дней, сохранить и сберечь память о тех, кто прошел дорогами войны!

Подготовила Горелик А.А.

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

У вёсцы Вялікая Машчаніца Сямён Антонавіч Снытко − асоба вядомая. Ветэран Вялікай Айчыннай вайны, педагог ад Бога і проста вельмі чулы і неабыякавы да паўсядзённых клопатаў грамадства чалавек. Аб выпрабаваннях, якія выпалі на яго долю ў 40-я гады мінулага стагоддзя, былы франтавік расказвае рэдка і з неахвотай. Не зажылі яшчэ тыя раны, што пакінула вайна.

− Нягледзячы на тое, што выхоўваўся я ў сялянскай сям’і, з дзяцінства засвоіў: багаты не той чалавек, які многа мае, а той, хто набытак свой беражэ, − заўважае ветэран. − Наш дом упрыгожвае чырвоная зорка. I ўжо толькі гэта абвязвае даглядаць за ім, падтрымліваць прыгажосць.

Калі пачалася Вялікая Айчынная вайна, Сямёну Снытко ішоў шаснаццаты год. З-за ўзросту ў дзеючую армію яго не прызвалі, і хлопец быў вымушаны заставацца на акупіраванай тэрыторыі. Неўзабаве ў веску пачалі даходзіць чуткі аб тым, што дзесьці паблізу з’явіліся партызаны. А хутка яны завіталі на сядзібу дзядулі.

− Быццам сёння памятаю, як адзін народны мсцівец сказаў мне: «Хлопча, у цяжкі для нашай радзімы час мы павінны быць разам», − дзеліцца ўспамінамі Сямён Антонавіч. З таго дня я стаў партызанскім сувязным.

У далейшым С. Снытко ваяваў у партызанскім атрадзе №8, які базіраваўся на тэрыторыі Бялыніччыны, Шклоўшчыны і Кругляншчыны, а ў 1944 годзе ўліўся ў рады Чырвонай Арміі.

Прайшоў франтавымі дарогамі Польшчы, Германіі, фарсіраваў Одэр, сустракаўся з саюзнікамі на Эльбе. Неаднаразова глядзеў смерці ў вочы, але лёс ратаваў яго. «Нарадзіўся ў сарочцы», − заўважалі баявыя таварышы. Перамогу салдат сустрэў з медалём «За адвагу» і орденам Чырвонай Зоркі на грудзях.

На малую радзіму ў Вялікую Машчаніцу Сямён Антонавіч вярнуўся толькі праз пяць гадоў. Скончыў педагагічны інстытут, ажаніўся на мясцовай дзяўчыне і пачаў наладжваць сялянскі быт.

За гады працы ў Машчаніцкай сярэдняй школе ўдзельнік Вялікай Айчыннай вайны зарэкамендаваў сябе вельмі добрасумленным, шчырым і надзейным чалавекам, таленавітым настаўнікам. Яго заслугі на педагагічнай ніве не засталіся незаўважанымі. Да баявых узнагарод прыбавіўся ордэн Працоўнага Чырвонага Сцяга.

Зараз Сямёну Антонавічу 85 гадоў. Нягледзячы на ўзрост, ён захаваў бадзёрасць духу і любоў да жыцця.

Канешне, здароўе ўжо не тое, што ў маладосці, − заўважае ветэран. − Дае знаць і кантузія, якую атрымаў у 1944 годзе. Аднак, на жыццё сваё скардзіцца не магу. Побач са мной знаходзіцца жонка Вольга Іванаўна, з якой мы ў ладзе і згодзе жывём каля 60 гадоў.

− Радуюць таксама дзеці, унукі і праўнукі. Апошніх у нас два: Роберт і Агатка.

Калі ўсе пакаленні сям’і Снытко прыязджаюць у Машчаніцу, у доме № 24 па вуліцы Савецкая − сапраўднае свята.

Сямён Антонавіч і Вольга Іванаўна не могуць нарадавацца, што іх крывінкі бачаць выбухі снарадаў і бомбаў толькі па тэлевізары.

Дарэчы, ваенныя фільмы ветэран імкнецца не глядзець: апісаныя ў іх падзеі прымушаюць зноў вяртацца ў гады ваеннага ліхалецця і перажываць усе жахі, з якімі давялося сутыкнуцца ў гады Вялікай Айчыннай вайны.

А вось сустракацца з моладдзю Сямёну Антонавічу прыемна. А таму і не дзіва, што ён − часты і дарагі госць у Машчаніцкай школе. Не абыходзяцца без яго і мітынгі каля помнікаў загінуўшым байцам.

Кожны раз, звяртаючыся да цяперашняга пакалення, ветэран жадае ім, нярэдка ў вершаванай форме (больш за 40 гадоў ён піша вершы) шчасця, дабрабыту і чыстага неба над галавой.

Не мае мяжы і ўдзячнасць да яго нашчадкаў. Школьнікі рэгулярна наведваюцца да ветэрана, па магчымасці аказваюць дапамогу. Не забывае і мясцовая ўлада. Часта тэлефануюць работнікі сельсавета і цікавяцца надзённымі клопатамі. I ці варта казаць, што ўсе просьбы гэтага заслужанага чалавека аператыўна выконваюцца.

Каралёнак, І. Жыццё не прайшло дарэмна / І. Каралёнак // Зара над Друццю. – 2010. – 2 ліпеня. – С. 2–3.