Севостьянов Иван Денисович

Чаусский район

ФОТО

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Не ради наград

У сельского паренька Ивана Савостьянова было немало различных увлечений. Например, играл на балалайке, и без его участия не проходила ни одна вечеринка не только в родной Сталке, но и в близлежащих деревнях. А еще Иван хорошо рисовал: увидит что-то примечательное, и уже дома зарисует по памяти карандашом на бумаге.

Кто знает, как бы сложилась судьба одаренного юноши, если бы не война. Первыми мобилизовали сражаться с немецко-фашистскими захватчиками мужчин старше 20 лет. Затем призвали тех, кто помоложе. Ивану было 18, и он понимал, что вот-вот придет и его черед идти на фронт.

7 июля 1941 года стояла солнечная погода. Но вдали уже гремели взрывы. В этот день парни окучивали колхозную картошку, а к вечеру собрались возле клуба, как будто и не было войны. Иван играл на балалайке, пели, шутили... Молодость брала свое. Далеко за полночь ушли спать на сеновал.

Ивана и его одногодков разбудила мать со словами: «Ваня, вставай, тебя мобилизуют». Дать сыну в дорогу нечего: свиней позабивали, когда провожали на фронт старших. Выручил председатель колхоза Мартин Лесков, который принес два куска соленого сала. Правда, Иван себе отрезал только небольшой ломоть – остальное оставил матери и сестрам.

На телеге новобранцы добрались до Брянщины. В Ельце всех распределили по воинским частям. Узнав, что Савостьянов хорошо рисует, его оставили при штабе. Рисовал антифашистские плакаты, занимался изготовлением чертежей, карт. А спустя месяц его отправили в Удмуртию в учебную часть, где готовили младший командный состав. И уже оттуда в звании младшего сержанта Иван Савостьянов попал в Воронежскую область на должность помощника командира взвода минометчиков. Здесь шли жестокие бои. Перед ротой, которой был придан минометный взвод, стояла задача: взять высоту. Высоту взяли, окопались. А наутро немцы начали контратаковать. Командование, чтобы избежать лишних потерь, приняло решение отступать. Взвод Савостьянова должен был прикрывать отход. Тогда из 12-ти минометчиков в живых осталось только трое...

Пришлось Савостьянову участвовать и в прикрытии направления на Сталинград. Как-то вдруг в эти дни его вызывают в штаб дивизии. Нужно было сделать чертеж расположения линии фронта в районе Малых Вереек. Чертеж Иван сделал, а когда возвращался во взвод, его взял на мушку немецкий снайпер. Несколько раз пуля пролетала рядом, и даже зацепила край уха. Но если говорить о ранениях, то второе, незначительное, получил от осколка мины. А вот третье уже было серьезным.

Тогда Савостьянов командовал минометным взводом. Отбивались стрелковым оружием от немецких разведчиков, и в этом бою Ивана ранило в голову, грудь, ногу. В госпитале в Самарканде хирурги пытались спасти зрение. Потом – в Ташкенте. С 1942 по 1944 год «путешествовал» солдат по госпиталям. После выздоровления был признан негодным к военной службе по зрению. По приглашению друга поехал в город Иваново, где поступил в музыкальное училище, получил специальность художественного руководителя и преподавателя музыки по классу баяна и хоровому дирижированию.

Вернулся в Сталку в 1947 году, создал семью, работал в местном клубе. Впрочем, и ни одна вечеринка, свадьба, проводы в армию не обходились без сельского музыканта. Он и на скрипке, и на гармошке сыграет, да еще и подпоет. Для нас Иван Денисович тоже охотно сыграл и спел песню «Запорожец на Дунае», и погоревал, что нет такого баяна, который был у него раньше. Гармонь – резковата и шумлива, а баяны, которые изготавливают сейчас – тоже не звучат...

Примечательно то, что лишь спустя многие годы ветерану вручили орден Отечественной войны 1 степени за мужество в том самом бою, когда прикрывали отступление. Задержка произошла из-за ошибки в написании фамилии.

Вот такой удивительный человек живет в деревне Сталка.

Духовская, Г. Не ради наград / Г. Духовская // Іскра (Чавусы). – 8 мая. – 2009.