Прокофьев Александр Иванович

г. Могилев | г. Тула

ВОСПОМИНАНИЯ

Я выжил благодаря им

Отечественная война застала меня на посту председателя Тульского обкома профсоюзов работников печати. В этой должности я работал с 1938 года по 23 июня 1941 года, а 23 июня я уже был военным человеком. Меня, как старшего политрука запаса, направили в отдел агитации и пропаганды 61-­го Тульского стрелкового корпуса и назначили старшим инспектором по информации этого отдела. Утром 26 июня 1941 года нам, политработникам, стало известно, что 61-­й стрелковый корпус, отправляется в Белоруссию на оборону города Могилева.

Вечером 26 июня мы погрузились в вагоны на станции Тула-­3 и отправились к г. Могилеву. К месту назначения, из-­за частых бомбежек, прямым путем двигаться было затруднительно, поэтому мы ехали к фронту обходным путем: через Орел – Брянск – Гомель – Могилев. Двигались под обстрелом. В Могилев мы приехали утром 28 июня и стали занимать оборону.

Мне, как бывшему старшему политруку по званию, старшему инструктору по информации политотдела корпуса, во время боевых действий приходилось быть на командном пункте старших командиров корпуса и два раза в течение дня отсылать донесения в политуправление 13­-й Армии Западного фронта, находившегося в тот период в Чаусах.

Мне достоверно было известно, как мужественно и стойко дрались с немецко­-фашистскими стервятниками бойцы, командиры и политработники 172-­й Сталиногорской и 110­-й Тульской дивизий, дрались как в самом Могилеве, так и на подступах к нему, в районе Луполово. Это они, отважные, насмерть стоявшие, изматывали и перемешивали силы врага, не давая ему двигаться к Смоленску и Москве.

Не вернулись с боевого задания из города Могилева двое бывших работников Тульского обкома КПСС – батальонные комиссары, работники политотдела корпуса тов. Сучков и Морозов. Вечная слава им! Немало было кровопролитных сражений наших частей, находившихся в окружении в районе Могилева, Чаус, Кричева и Пропойска. Мне лично пришлось сражаться с немецко-фашистскими захватчиками при попытке выйти из окружения около деревень Холмы и Дары, а также Зарудеевка и Юшковичи Чаусского района. В середине дня 30 июня в лесу, около деревни Юшковичи я был ранен в правую руку.

До конца своей жизни я буду признателен нашим славным патриотам – белорусам, которые в тяжелые минуты моей жизни не один раз спасали меня, несмотря на смертельную опасность для себя в условиях немецкой оккупации.

Первую помощь я получил от неизвестной женщины в деревне Зарестье. Она перевязала мою рану. От односельчан я узнал, что до войны она окончила фельдшерско-­акушерское училище в Могилеве. Отважная женщина лечила и тяжелораненого старшего лейтенанта Борискина. О его дальнейшей судьбе я ничего не знаю. 2­го августа я заночевал в крайней избе деревни Антоновка. Вечно буду признателен моим неизвестным спасителям. Это они, работники Антоновского медпункта, тщательно перевязали мне рану на руке. В это время через деревню немцы гнали большую группу (около 6 тысяч) наших военнопленных. Из Кричева и Рогачева их гнали в Могилев на бывший аэродром, где был организован концлагерь. Спасали меня от немцев, укрыв в своей избе, двое парней. Из Антоновки я направился в Могилев в надежде получить медпомощь в госпитале, т.к. ранение руки было тяжелым (впоследствии я получил инвалидность). Я не знал имен и фамилий своих спасителей, дававших мне ночлег и еду, лечивших и укрывавших меня, но до конца жизни в моем сердце останется к ним глубокая благодарность. Мне удалось, несмотря на усиленное патрулирование, добраться до госпиталя. Русские врачи обработали и перевязали рану. Встал вопрос, как теперь выбраться из города и маскироваться дальше? Удача и на этот раз улыбнулась мне. Я встретил женщину, которая ехала на подводе, попросил подвезти. По дороге узнал, что она из деревни Новоселки и зовут ее Христина. Христина и ее односельчане помогали мне скрываться, пока я не окреп после ранения. Помогали мне и в деревнях Головенчицы, Копани. Благодаря всем этим людям, я выжил. Если живы и они, то помнят, наверное, как спасали раненного и небритого «дядю Сашу» – туляка. Вышел я из окружения 4-­го ноября 1941 года, пройдя через Могилевскую, Смоленскую и Тульскую области.

г. Тула, 1964 г.

ФОТО

Прокофьев Александр Иванович, старший политрук, старший инструктор по информации политотдела 61­-го стрелкового корпуса