Марченко Григорий Федотович

Чаусский район

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Они дошли до Берлина

Григорий Федотович Марченко – уроженец Чаус. У него путь к Берлину начинался с обороны Могилева, где наши войска и ополченцы почти месяц сдерживали врага. Но силы были неравны, и, в конце концов, командованию пришлось принимать решение о прорыве немецкого окружения. Удар объединенная группа наших войск наносила вдоль большака Могилев-Чаусы. Много тогда полегло советских воинов на полях вокруг деревень Самулки, Удовск, Войнилы, Благовичи. Сейчас там стоит памятник в честь воинов того прорыва.

Нескольким группам окруженцев удалось пробиться к своим, а некоторым пришлось оставаться в уже существовавших партизанских отрядах или создавать свои отряды. Ведь неважно было, каким образом бить врага, главное, чтобы бить. В партизанский отряд попал и Григорий Марченко. Как он потом вспоминал, в партизанах ему показалось даже труднее, чем в армии. Ведь в армии все вокруг свои, а в партизанах ты постоянно находишься на оккупированной врагом территории и вынужден денно и нощно держать ушки на макушке. Непомерными были трудности с добычей пропитания, особенно в дни и недели, когда отряд попадал в фашистскую и полицейскую блокаду. Да и с боеприпасами было небогато. Но врагу спуска не давали.

Осенью 1943 года отряд, в котором воевал Григорий Марченко, соединился с частями Красной Армии. Всех боеспособных мобилизовали во фронтовые части. Григорий попал в 139-ю Рославльскую Краснознаменную ордена Суворова дивизию. С этой дивизией освобождал Беларусь, дошел до Польши, где в январе 1945 года был ранен при атаке сильно укрепленной обороны немцев.

В том бою Григорий Марченко проявил отвагу и мужество, первым прорвавшись через заграждения из колючей проволоки в траншею врага и уничтожив там огнем из автомата и гранатами два фашистских пулеметных гнезда. Этим самым он обеспечил успешное продолжение атаки своих боевых товарищей. За этот подвиг Григорий Марченко был награжден орденом Славы III степени, но награду получил только после войны.

Ранение солдата оказалось не тяжелым, и он, что называется, успел к штурму Берлина. Неизгладимые впечатления о штурме остались у солдата на всю жизнь. Через многие годы после войны он вспоминал, как 16 апреля в 3 часа по местному времени началась авиационная и артиллерийская подготовка на участке 1-ого Белорусского и 1-ого Украинского фронтов. После ее окончания были включены 143 прожектора, и пехота, поддержанная танками, атаковала противника. Не встречая сильного сопротивления, она продвинулась на 1,5-2 километра. Однако, чем ближе подходили наши войска, тем сильнее нарастало сопротивление противника.

С целью усиления натиска маршал Жуков во второй половине дня ввел в сражение танковые армии. Их передовые отряды завершили прорыв первой полосы обороны. Однако, подойдя к Зееловским высотам, пехота и танки встретили неподавленную оборону противника. За первый день наступления войска фронта продвинулись всего на 3-8 километров и прорвать оборону на Зееловских высотах не смогли.

Лишь к исходу 17 апреля войска фронта преодолели вторую полосу обороны. Через два дня был окончательно прорван одерский рубеж обороны немцев. В итоге четырехдневной ожесточенной борьбы войска 1-го Белорусского фронта продвинулись на глубину до 34 километров.

Непосредственно в городе, особенно в центральной его части, были созданы 300 оборонительных узлов. В сущности, каждый дом здесь брали с боем. Но 28 апреля советские солдаты вплотную приблизились к Рейхстагу, а вскоре над ним водрузили Красное Знамя Победы.

Григорий Федотович Марченко, участвовавший в этих боях, был награжден медалями «За отвагу» и «За взятие Берлина».

Иваненко, В. Они дошли до Берлина / В. Иваненко / Іскра (Чавусы). – 8 мая. – 2013.