Мартынов Владимир

Быховский район

ФОТО

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

На вершине Кургана Славы недалеко от деревни Лудчицы возвышается фигура старика-гусляра, перебирающего струны и поющего вечную славу героям, павшим на высоте 150,9. А у основания мемориала видна стена с шестью горельефами Героев Советского Союза – Владимира Мартынова, Гуляма Якубова, Сундуткали Искалиева, Петра Виниченко, Галактиона Размадзе, Ивана Борисевича. О Владимире Мартынове и пойдет мой рассказ.

Командир роты 556-го стрелкового полка 169-й Рогачевской дивизии 3-й армии 1-го Белорусского фронта Владимир Мартынов родился 12 апреля 1919 года в селе Дальновидово Залегощенского района Орловской области. Рос в обычной крестьянской семье. Русский. После окончания 8 классов работал сначала в колхозе, а затем уехал в город Златоуст Челябинской области, где стал токарем-универсалом на машиностроительном заводе. Теперь это ОАО «Златоустовский машиностроительный завод «Булат».

Сначала проходил действительную воинскую службу в 1938–1940 годах, потом опять работал, а в июне 1941 года Златоустовский райвоенкомат снова призвал парня в Красную Армию.

В действующей армии с июля 1941 года. В 1942 году окончил курсы младших лейтенантов и отправился воевать. Сражался с фашистами на Калининском, Западном, Брянском, 1-м Белорусском фронтах.

На 1-м Белорусском фронте с 10 по 30 ноября 1943 года участвовал в Гомельско-Речицкой наступательной операции, в последующих освободительных боях.

В ночь на 28 января 1944 года, проводя разведку в районе села Турск Рогачевского района, рота Мартынова быстро и решительно продвинулась вперед, уничтожив порядка 15 солдат и офицеров, захватив при этом пленного немца. За успешную разведку боем командира роты наградили орденом Отечественной войны II степени.

В наступательном бою 8 февраля 1944 года юго-западнее Турска рота старшего лейтенанта Мартынова первой взломала оборону противника. Ворвавшись в немецкие траншеи, мартыновцы уничтожили около 35 гитлеровцев. Остальные начали беспорядочно отступать. Буквально на их плечах наши бойцы ворвались во вторую траншею. И попали в окружение. Но все мужественно сражались с превосходящими силами противника. В результате еще до подхода основных сил своего полка смогли самостоятельно выйти из окружения. А в бою 9 февраля рота отразила большое число вражеских контратак, отстояв свой оборонительный рубеж. За эти кровопролитные бои старшего лейтенанта Мартынова наградили вторым орденом Отечественной войны II степени.

В ночь с 23 на 24 июня 1944 года, проводя разведку в районе высоты 150,9, что юго-восточнее села Лудчицы, рота Мартынова быстро и решительно продвинулась вперед, уничтожив порядка 15 солдат и офицеров, захватив при этом пленного немца. За успешную разведку боем командира роты наградили орденом Отечественной войны ІІ степени.

После этого враг сосредоточил до двух батальонов пехоты и при поддержке трех батарей 105-мм орудий, ураганного минометного огня перешел в контратаку на роту смельчаков, которая к тому времени насчитывала уже меньше 40 человек.

Благодаря мужественному, геройскому и умелому руководству старшего лейтенанта Мартынова весь личный состав на протяжении 19 часов отражал контратаки противника, уничтожив при этом до 470 немецких солдат и офицеров. Оставшиеся бойцы вместе со своим командиром до последнего патрона сражались за захваченный рубеж и все геройски погибли.

Именно так написал 26 июня 1944 года командир 556-го стрелкового полка подполковник Качур, представляя старшего лейтенанта Мартынова на присвоение ему звания Героя Советского Союза.

Сейчас мало кто знает, что в роте Мартынова воевал быховчанин Михаил Кохонов. Он хорошо помнил тот бой под Лудчицами, а точнее, его начало. Штурмовой отряд, в состав которого входила и их рота, получил приказ овладеть высотой и удерживать ее до конца любой ценой. Разведчикам удалось притащить «языка». От него узнали, что захватить высоту будет очень не просто, поскольку везде мины, колючая проволока, а в траншеях засели вооруженные до зубов гитлеровцы.

Бой был очень жестоким. Траншею, которую заняли мартыновцы, окружили фашисты. Все дрались отчаянно. Многие погибли или получили ранения. Был тяжело ранен и Михаил Кохонов. Его сумели отправить в госпиталь, иначе он тоже остался бы лежать на поле брани.

После излечения в госпитале Михаил Яковлевич приехал в поселок Могучий, где жила его жена, посетил могилы друзей, похороненных недалеко от места боя. На одном из обелисков и увидел фотографию офицера Мартынова, вместе с которым в ту памятную июньскую ночь поклялся перед знаменем полка любой ценой выполнить приказ...

Мать Героя Советского Союза Мартынова – Евдокия Тимофеевна – вскоре после войны, когда узнала место захоронения ее сына, регулярно переписывалась со старшеклассниками Лудчицкой средней школы.

Левченко, Н. Последний бой / Николай Левченко // Маяк Прыдняпроўя. – 2014. – 7 мая. – С. 3.