Ларченко Иван Стефанович

Мстиславский район

БИОГРАФИЯ

Долгое эхо войны

Ранним утром 21 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на СССР.

Спустя два дня, в тихую солнечную погоду, над деревней Быстрица, лесом и колхозными полями, где колосились рожь и пшеница, появились фашистские самолеты, которые начали бомбить и обстреливать из пулеметов деревню.

В суматохе мобилизовать Ларченко И.С. не успели, но это не означало, что война прошла мимо его дома. Летом 1941 года Ларченко И.С. и его жена прятали и кормили двух красноармейцев, пока те не ушли в лес к партизанам. Но были и такие жители, которые выдавали солдат-окруженцев, партизан. Так, по доносу одного из них, немцами был расстрелян председатель колхоза. А к партизанам и окруженцам Красной Армии у фашистов и полицаев были особо зверские отношения. Тем не менее, в крайней к полю и лесу хате в д. Быстрица партизаны находили информацию о передвижениях немцев. Именно здесь жила семья Ларченко И.С. Горькая участь не обминула хозяйку дома. По подозрению в связи с партизанами был схвачен Иван Стефанович. Его отправили в концлагерь, расположенный в г. Кричеве. Как ему удалось через несколько месяцев сбежать оттуда и скрыться от фашистов, теперь вряд ли удастся узнать. Но уже с 15 сентября 1943 года он воевал в 1158 стрелковом полку 36-го стрелкового корпуса 3-го Белорусского фронта наводчиком взвода противотанковых орудий.

Ларченко И.С. – активный участник освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Отличился своим мужеством в наступательных боях операции «Багратион». 23–25 июня 1944 года под Оршей, будучи легко раненым, своим оружием подбил танк и самоходку, отразил контратаку противника огнем из автомата. Там же сделал перевязки пяти раненым бойцам, вынес их с поля боя. За это был представлен к награждению медалью «За отвагу». Участвовал в освобождении Минска. Стрелковый полк, где он служил, удостоился почетного наименования Минского. С фронта он писал жене письма, в которых просил ее, чтобы она берегла детей. Но из-за лихолетья и болезней трое детей умерло. Давал наказ и старшему сыну – помогать матери растить оставшихся в живых детей: двоих сестер и брата. Сообщал, что его часть вечером 3 июля 1944 года вошла в Минск, на улицах стояли измученные, но счастливые женщины, приветствовали солдат Красной Армии и вручали им цветы. Город Минск – гордость Беларуси – горел и основательно был разрушен гитлеровцами. Их надо было гнать, не давая опомниться, – этим стремлением жил тогда каждый воин.

Особенно отличился Иван Ларченко в Восточной Пруссии. 5 февраля 1945 года во время отражения контратаки противника юго-западнее города Роскель огнем своего противотанкового орудия он уничтожил две вражеские пулеметные точки, танк и повредил самоходку. А когда кончились боеприпасы, отразил контратаку противника огнем из автомата и приостановил наступление немецких солдат.

15 февраля 1945 года во время яростной контратаки противника в районе лесопильного завода под Кенигсбергом, из ружья повредил танк, уничтожил два ручных пулемета и противотанковую пушку с живой силой, чем способствовал успешному отражению контратаки, предпринятой противником с целью захвата завода. А был еще бой за станцию Цинитен, в котором красноармеец Иван Ларченко подавил две вражеские огневые точки, поджег три автомашины. Эти и другие эпизоды взяты из наградных листов, подписанных командиром полка Филипповым. Получить ордена Славы II и III степеней солдат Иван Ларченко не успел. Со дня представления к указанным наградам до его гибели – 10 суток. За этот период боев посмертно представлялся к ордену Славы I степени.

Жена в конце апреля 1945 года получила похоронку из Мстиславского РВК. В ней говорилось, что ее муж Иван Стефанович Ларченко, находясь на фронте, героически погиб в бою. Похоронен со всеми почестями в Восточной Пруссии.

ФОТО