Корнеенко Владимир Яковлевич

Кричевский район / Быховский район

ФОТО

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Когда я задумал осуществить к 70-летию освобождения Быховщины и Беларуси от немецко-фашистских захватчиков творческий проект «Герой освобождения», то намеревался рассказать читателям об 11 Героях Советского Союза, получивших это высокое звание непосредственно за освобождение Быховщины от гитлеровских оккупантов. Но уже в процессе работы появилась мысль пополнить это созвездие рассказами о судьбах людей, которые освобождали ее, уже имея золотые звезды Героев. Такими оказались командир партизанского соединения «Тринадцать» полковник Сергей Гришин, разведчик-снайпер лейтенант Степан Ушаков и командир 362-й Краснознаменной ордена Суворова Верхнеднепровской дивизии генерал Михаил Еншин, о которых я написал в уже опубликованных очерках. Казалось бы, на этом можно поставить точку. Но совсем недавно услышал еще об одном Герое — полном кавалере ордена Славы всех трех степеней, обладатель которых приравнивается к Герою Советского Союза, Владимире Корнеенко. Решил рассказать и о нем.

Владимир Яковлевич Корнеенко – белорус, уроженец деревни Губенщина Кричевского района Могилевской области. В грозном 1941 году окончил 9 классов местной средней школы. Его отец, Яков Никифорович, участвовал в Первой мировой войне, вернулся с фронта инвалидом. Поэтому, когда разразилась Вторая мировая, и враг ступил на нашу землю, в действующую армию его, понятно, не призвали. Остальные сельчане призывного возраста, взяв в руки оружие, пошли защищать родную землю.

Володя с родителями, друзьями, одноклассниками остался дома. Ребята помогали убирать урожай, готовиться к предстоящей зиме. Оставлять свою деревню никто не собирался.

В черные дни фашистской оккупации юноши, а их предводителем стал Владимир, не сидели, сложа руки, а собирали и прятали в разных местах оружие, боеприпасы. Оно потом очень пригодилось, когда летом 1943 года сюда стали наведываться по ночам партизаны легендарного соединения «Тринадцать» Сергея Гришина. Они нападали на вражеские гарнизоны, неоднократно взрывали железную дорогу на участках Могилев – Кричев, Орша – Кричев. Связался с ними, передал собранное оружие с боеприпасами, за что получил благодарность от народных мстителей, а в конце лета 1943 года присоединился к ним.

Первое боевое крещение получил в деревне Паловой, в гумне которой, выполнив задание, решили переночевать. Ночь прошла спокойно, однако на зорьке выставленный дозор увидел вражеского всадника. Он так же неожиданно исчез, как и появился. Лесные солдаты быстро взяли в руки вооружение, незаметно вышли из гумна и короткими перебежками бросились в сторону извилистой речки, за которой решили занять оборону. «Гостей» долго ждать не пришлось. Вскоре увидели движущуюся на них роту гитлеровцев. Подпустив их поближе, дружно встретили автоматным огнем. Для фрицев это оказалось так неожиданно, что они бросились назад.

Потом пришлось драться с врагом за деревни Лесная, Рабовичи тогдашнего Пропойского, а ныне Славгородского района и, наконец, блокада в окрестностях деревни Бовки на Быховщине, где гришинцев взяли в клещи две отборные дивизии вермахта, поддерживаемые артиллерией, авиацией, танками. Здесь 18 дней и ночей шел страшный бой. Когда командование решило прорывать кольцо блокады, то на главном направлении удара находилась рота, впереди которой шел совсем еще молодой, но уже закаленный в боях пулеметчик Володя Корнеенко. Наших бойцов тогда полегло очень много, но еще больше — немцев. Кольцо окружения прорвали, выйдя в последствии к реке Днепр. И все же, наверное, надо назвать скорбные цифры. Перед Бовкинской блокадой в полку Сергея Гришина насчитывалось 2224 человека, а после нее — чуть более 1400 бойцов и командиров.

В декабре 1943 года партизан Корнеенко стал рядовым пулеметной роты 1262-го стрелкового полка 380-й Орловской Краснознаменной дивизии 49-й армии 1-го Белорусского фронта.

В феврале 1944 года темной ночью пулеметная рота форсировала Днепр, подошла к высоте 150,9 — в 11 километрах от Быхова. В бою за эту высоту первый номер пулеметного расчета Корнеенко прицельным огнем скосил более 10 фашистов, но и его ногу задела вражеская пуля. Только отважный комсомолец из боя не вышел, сражался до победного конца. И через несколько дней, возле деревни Яново, ему вручили орден Славы 3-й степени.

За взятие деревни Красница, где уничтожил огнем из пулемета около 20 гитлеровцев, был при этом ранен, получил еще один орден Славы 3-й степени. Это случилось 13 мая 1944 года.

5 июля 1944 года, когда советские войска приближались к Минску, младший сержант Корнеенко отличился у деревни Лужа Смолевичского района. Он скрытно проник в расположение противника, открыл по нему кинжальный огонь. Уничтожил два пулеметных расчета, свыше десяти вражеских солдат и офицеров. За это 30 ноября 1944 года наградили орденом Славы 2-й степени. В том коротком бою молодого пулеметчика тяжело ранило, он лечился в госпитале.

После лечения снова участвовал в боях. Освободив Беларусь, воевал в Восточной Пруссии, а долгожданный День Победы встретил под Кенигсбергом. Только ехать домой не пришлось. Направились на Дальний Восток громить японских самураев. С ними потом разделались тоже. В декабре 1945 года война для старшины Корнеенко и его боевых товарищей наконец-то закончилась.

Вернувшись домой, долго работал секретарем Ботвиновского сельского Совета депутатов трудящихся, одно время жил даже в областном центре – городе Могилев. За мирный труд награждался медалями «За трудовую доблесть», «Ветеран труда».

Через 25 лет после войны в Президиуме Верховного Совета СССР обратили внимание на то, что старшина в отставке Корнеенко имеет два ордена Славы 3-й степени, орден Славы 2-й степени, а такого ордена 1-й степени у него нет и уже не будет. По той простой причине, что в 1944 году допустили оплошность, наградив солдата 13 мая того года орденом Славы 3-й степени повторно, чего нельзя было делать. И Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1970 года старшину в отставке Корнеенко перенаградили орденом Славы 1-й степени. Так Владимир Яковлевич стал полным кавалером ордена Славы, имея к тому же Орден Красной Звезды, орден Отечественной войны 1-й степени, 12 медалей.

Умер Герой 10 мая 1996 года, в последний раз отпраздновав День Победы 9 мая.

Левченко, Н. Звезды славы / Николай Левченко // Маяк Прыдняпроўя. – 2014. – 5 лістапада. – С. 3.