Бискин Израиль Гдальевич

Бобруйский район

ФОТО

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Все дальше время отдаляет нас от Великой Отечественной войны. Все реже становятся ряды ветеранов и участников той кровавой битвы. Но не угасает память о войне, память о тех, кто погиб, защищая свою Родину и будущее своих родных и близких на поле брани. Память о тех, кто своим нелегким трудом в тылу врага приближал долгожданный День Победы. Мы помним героев, ценою своих жизней подаривших нам будущее, и чтим тех, кому с честью удалось выжить в горниле войны, кто прошел через ее пекло и донес до нас, родившихся и живущих в мирное время, правду о военном лихолетье. Нам дороги их воспоминания. И пусть время где-то несправедливо стирает отдельные эпизоды, но оно же и открывает нам новые имена, доносит до нас отзвуки уже ставших историей военных лет.

Для Израиля Гдальевича Бискина, уроженца Любаньского района, а ныне – жителя маленького поселка Ленина Горбацевичского сельсовета, день 8 сентября стал праздничным. К нему с приятной миссией прибыли военный комиссар Бобруйского объединенного городского военкомата полковник Александр Марченко и главный специалист отдела идеологической работы райисполкома Дмитрий Веревкин. В этот день к многочисленным наградам былого воина добавилась еще одна – памятная медаль от правительства Санкт-Петербурга «В честь 65-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».

…Война Израиля Бискина застала в Ленинграде, когда ему еще не исполнилось и 16-ти. Он учился в ремесленном училище на машиниста-железнодорожника. Внезапно мирная размеренная жизнь сменилась на тревожную – военную. На оборону Ленинграда встало все взрослое население города, в числе которого и учащиеся ремесленного. Бессонные ночи, изнуряющая работа на оборонительных сооружениях, постоянное недоедание делали свое дело, но сил придавала надежда в скорую победу над ненавистным агрессором.

После прорыва блокады, бывших учащихся ремесленного училища, оставшихся в живых, эвакуируют в Москву. Их размещают в здании училища на Арбате, где они, изнуренные и истощенные, получают усиленное питание. Восстановив свои силы, Израиль, несмотря на свой возраст (ему не было и 17-ти) идет добровольцем в армию. Пройдя курс молодого бойца, он просит командование направить его в летную школу, где обучается на стрелка-радиста. В то время специалистов летного состава не хватало, потому обучение было ускоренным – в течение 3-х месяцев. Израиль по распределению попадает в воинскую часть, которая дислоцировалась в Подмосковье. Летал на ТУ-2, американских А-26 и Б-25. Не раз боевые вылеты приходилось совершать в тяжелейших условиях. Нанося урон ненавистному врагу, иногда чудом удавалось спасаться от вражеской атаки, уходить из-под перекрестного огня «мессершмитдов» и артиллерии. Видно, ангел-хранитель всегда был рядом и спасал там, где, казалось, уцелеть было невозможно. Израиль Гдальевич вспоминает, как хотелось мстить фашистам за поруганную испепеленную землю, за загубленные жизни своих товарищей, за страдающее мирное население страны.

…Победу встретил в Клину в 28-й Гвардейской авиационной истребительной дивизии. И по сей день в памяти те всеобъемлющие радость и ликование, перемешанные с горечью и болью…

Получив отпуск, он спешит в родную Любань в предвкушении скорой встречи с родными, которых уже не видел несколько лет. Но, к сожалению, там его ждет тяжелое и горькое разочарование. Его молча встречает лишь одинокий колодец, на месте дома – пепелище… От своей бывшей учительницы Израиль узнает страшное известие, что все его родные: мать, отец, четверо братьев и трое сестер зверски замучены фашистами и похоронены в братской могиле. Боль и горечь от тяжелой утраты до сих пор лежат грузом на сердце…

В послевоенное время Израиль Гдальевич сменил не одну летную часть, а, пройдя переобучение, и не один самолет: летал на ИЛ-28, затем – на ТУ-16. Последнее место службы – полк дальней авиации в Бобруйске. В этом городе он встретил свою половинку – Иду Соломоновну. Здесь родились их трое детей, которым вместе с женой они дали образование и путевки в жизнь…

В поселок Ленина из Бобруйска Израиль Гдальевич перебрался 13 лет назад вместе со второй женой (Ида Соломоновна умерла в 1991 году) Раисой Михайловной Зеленцовой. Вместе супруги содержат в порядке дом, свое небольшое хозяйство, огород и сад. Вместе принимают в гости своих детей и внуков, радуются их успехам. Они наслаждаются мирным небом над головой, прекрасной природой и чистым деревенским воздухом, а военное лихолетье вспоминают как тяжелый дурной сон, которого никому не желают.

У Раисы Михайловны, бывшей узнице концлагеря Азаричи, свои счеты с войной, но об этом мы постараемся подробнее рассказать чуть позже.

Писарева, Л. Отзвуки военных лет / Людмила Писарева // Трыбуна працы. – 2010. – 20 сентября.

Жыхару мястэчка Леніна Ізраілю Гдальевічу Біскіну яшчэ не было і 16-ці гадоў, калі пачалася вайна. У той час ён вучыўся ў рамесным вучылішчы Ленінграда на машыніста-чыгуначніка. Разам з дарослымі ўстаў на абарону горада, выпрабаваў усе нягоды галоднай блакаднай пары.

Пасля прарыву блакады навучэнцаў рамеснага вучылішча, якія засталіся жывымі, эвакуіравалі ў Маскву. Аднавіўшы свае сілы, у няпоўныя 17 гадоў Ізраіль пайшоў у армію добраахвотнікам. Вывучыўшыся на стралка-радыста ў лётнай школе, трапіў у воінскую частку, якая дыслацыравалася ў падмаскоў’і. Лятаў на самалётах ТУ-2, амерыканскіх А-26 і Б-25. Не раз баявыя вылеты даводзілася здзяйсняць у найцяжэйшых умовах. Наносячы шкоду ненавіснаму ворагу, часам дзівам атрымлівалася ратавацца ад варожай атакі, выходзіць з-пад скрыжаванага агню «месершмідтаў» і артылерыі.

Вестку пра чаканую перамогу сустрэў у Кліне, дзе служыў у 28-й гвардзейскай авіяцыйнай знішчальнай дывізіі. На працягу шэрагу гадоў, пакуль ваяваў за волю свайго народа, Ізраіль не атрымліваў ніякіх вестак з хаты. З велізарным нецярпеннем і гарачым жаданнем у душы хутчэй убачыць сваіх родных і блізкіх, вяртаўся ён у Беларусь, у невялікае мястэчка Любань, адкуль ён сам родам і дзе жыла яго сям’я. Але на месцы бацькавай хаты яго сустрэла папялішча. Суседзі расказалі пра тое, што яго бацькі, а таксама чацвёра братоў і тры сястры былі забіты фашыстамі. Замест радасных абдымкаў блізкіх, салдата сустрэлі толькі надпісы з імёнамі родных яму людзей на брацкай магіле.

Усё астатняе жыццё Ізраіль Гдальевіч прысвяціў небу. У пасляваенны час служыў у розных лётных частках, лятаў на самалётах ІЛ-28, ТУ-16.

Падчас службы ў палку дальняй авіяцыі ў Бабруйску сустрэўся з дзяўчынай, якую звалі Іда, і якая стала яму вернай жонкай. Разам з ёй выгадаваў траіх дзяцей. Успамінаючы падзеі ваенных гадоў, Ізраіль Гдальевіч цвёрда перакананы ў тым, што маючы такое гераічнае мінулае, беларускі народ здолее зберагчы сваю незалежнасць для будучых пакаленняў.

Мілохіна, В. Дарагая цана свабоды і незалежнасці / Валянціна Мілохіна // Трыбуна працы. – 2015. – 23 мая. – С. 3.