Бессмертный Максим ЕроФЕЕВИЧ

Чаусский район

ФОТО

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Забыть бы пережитое, да память не дает…

В Беларуси практически невозможно отыскать семью, не попавшую в «жернова» кровопролитной Великой Отечественной. И родители Максима Бессмертного из деревни Ольховка не дождались одного из сыновей, который погиб под Ленинградом, а самый старший Артем вернулся инвалидом первой группы... Уже гремели бои далеко от Ольховки, шел 1944 год, но достигли призывного возраста юноши 1926-1927 годов рождения и в пополнении свежими силами нуждалась Красная Армия.

Пять месяцев проходил обучение военному делу Максим Бессмертный в городе Козельске. Готовились громить фашистов на Западе, а эшелон повез молодое пополнение на Восток. Двадцать шесть суток стучали колеса, постепенно менялся привычный глазу пейзаж. Исчезли березки, не видно сосен, елей... Только бесконечные пески с одинокими, почти безлиственными кустами мелькали за окном вагона. А еще стояла нестерпимая жара. Этот невыносимый зной был самым тяжелым испытанием для парней, всю жизнь проживших в умеренном климате. Наконец-то конечная остановка. Короткий отдых – и снова в путь. Несколько дней длился изнурительный марш-бросок при 40-50-градусной жаре. Голодали, ели кукурузу, страдали от укусов комаров, которые нередко были переносчиками такой опасной болезни, как энцефалит. Не избежал этого заболевания и Максим. Чуть позже всем сделали прививки от болезней, распространенных в этих краях.

Монгольцы очень дружелюбно относились к красноармейцам, встречали тепло и доброжелательно, с надеждой, что с их помощью освободят свою страну от японских захватчиков.

А потом пошли дожди – долгие, бесконечные, превратившие пути-дороги в липкую, вязкую кашу. Вести боевые действия в таких условиях было крайне трудно. Японцы отличались выносливостью, умением вести рукопашные бои. Но противостоять отваге и смелости красноармейцев не могли, да и техника наша помогала: громила и с воздуха, и с земли. Первоначально японцы, наслушавшись баек о фанерных самолетах и танках, не поверили в нашу боеспособность. Были смешные случаи, когда японцы бросались на бронированные танки со штыками.

Освободив Монголию, красноармейцы были переброшены на территорию Китая. Здесь шла национально-освободительная война китайского народа против японских захватчиков.

До мобилизации Максим Ерофеевич Бессмертный окончил 7 классов, поэтому его и отправили на курсы по подготовке командиров зенитных установок. Так Максим из рядовых солдат стал сержантом. Был командиром 37-миллиметрового орудия, потом 85-миллиметрового.

Домой боец Бессмертный вернулся только в 1952 году, добирался более 20 суток.

Родная деревня встретила голодом, нищетой. В поисках лучшей жизни уехал в Донбасс, работал в забое. Но старая шахта давала «на-гора» немного угля, и после 3 лет тяжелой работы перебрался в Минск, работал слесарем-сантехником. Но судьба вернула вначале в Могилев, где встретил девушку Екатерину, ставшую впоследствии женой, а потом и в родную Ольховку.

Сейчас они с женой пенсионеры, вырастили троих детей, имеют пятеро внуков, правнучку. Бережно хранит свои награды ветеран: орден Отечественной войны, медаль «За победу над Японией».

Духовская, Г. Забыть бы пережитое, да память не дает… / Г. Духовская // Іскра (Чавусы). – 2005. – 10 жніўня.