Бердников Григорий Федорович

Славгородский район

БИОГРАФИЯ

Родился 04.11.1925 года.

Участник Великой Отечественной войны.

В ноябре 1942 года был призван в ряды Красной Армии. 1 декабря 1942 года был отправлен на фронт в Челябинскую область. Затем переправлен на Карельский фронт. Получив фронтовую профессию связист, был направлен на передовую в 566-ой минометный полк.

Принимал участие в освобождении Латвии, Литвы, Эстонии, Польши, Восточной Пруссии, Германии.

Награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны ІІ степени, медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За оборону советского Заполярья».

Имеет личные благодарности, объявленные Верховным Главнокомандующим Маршалом Советского Союза И.В. Сталиным, Главнокомандующим группой оккупационных войск в Германии генерал-армии В. Чуйковым.

После войны в 1950 г. был зачислен на сверхсрочную службу. Уволен в запас 30 мая 1953 года, переехал в Беларусь.

ВОСПОМИНАНИЯ

16-летнему Грише Бердникову, когда он закончил постигать школьные науки, пришлось постигать жизненные. Ему пришлось заменять взрослых, научиться управлять трактором, чтобы выполнять разные сельхозработы. Ведь мужчины были призваны на войну. В ноябре 1942 года ему исполнилось 17 лет и его вызвали в военкомат, где он наспех прошел военную подготовку. Уже 1 декабря Григория призвали на фронт и отправили в Челябинскую область. Там он получил первый урок мужества и героизма советского солдата. На пересыльный пункт с госпиталей стали прибывать солдаты, у которых были небольшие ранения. Они рвались на передовую, чтобы защищать свою Родину.

– Некоторые даже с одной правой рукой просились, – вспоминает Григорий Федорович. – Вместе с ними ушел и я на Карельский фронт.

На пересыльном пункте в Кандалакше Григорий определился с фронтовой профессией и стал связистом, был направлен в 566 минометный полк. После непродолжительного курса был брошен на боевые позиции.

Однажды связь оборвалась. Поступил приказ срочно ее восстановить. Григорий взвалил аппарат на плечи и побежал. Обнаружив обрыв, стал искать второй кусок провода. Опрометчиво шагнул к дереву и попал в ловушку – запутался ногой в проводе. Только провод был не телефонный. Это Григорий понял сразу, когда поднял голову и увидел, что на дереве висит противопехотная мина. Но в тот день судьба была к нему благосклонна, ему удалось вырваться из цепких лап смерти, после чего он-таки восстановил связь и благополучно вернулся обратно.

Так, с радиостанцией за плечами и обеспечивая связь своего полка, дошел Григорий до финской границы, а оттуда, вместе с другими, эшелонами был отправлен на Харьков.

Позже часть Бердникова направили в распоряжение маршала Рокоссовского. Эту операцию в Кенигсберге в деталях он вспоминает и сегодня.

– Вместе с шестью разведчиками нам предстояло участвовать в освобождении женского лагеря. Наша задача была обезвредить охрану, а непосредственно мне необходимо было обеспечить связь, чтобы сообщить о завершении операции. На рассвете мы отправились на задание. Обезвредили часовых, о чем тут же просигналили в штаб. У ворот лагеря нас вместе с изможденными женщинами встречали медсанбат и полевая кухня.

После Кенигсберга солдатская дорога Григория Федоровича пролегала по Балтийскому берегу – Латвия, Литва, Польша. Потом была Висла-Одерская операция и первая боевая награда молодого солдата – орден Красной Звезды. А дело было так. Медсестра получила ранение, и только Григорий Федорович вместе с другим солдатом привели раненую в землянку, как туда вбежал солдат и крикнул: «Хлопцы, помогите скорей «катюшу» зарядить! Весь наш расчет перебило. Я один остался и не могу поднять снаряды!..» Помогли. На возвышенности стояла церковь, где был наблюдательный пункт немцев. Они и были мишенью стрелка, ведь пехота не могла подняться из окопов. Несколько прицельных ударов и снаряды достигли цели. С криками «Ура!» рванула пехота.

Но война щадила Григория Федоровича. Были, конечно, мелкие ранения, но о них он долгое время даже не вспоминал, пока с годами они не стали напоминать о себе. А однажды его родные получили на него похоронку.

– Это было в Польше, – вспоминает ветеран. – Попали мы как-то в окружение, но, слава Богу, сумели выбраться, только попал я в другую часть. Мои однополчане, конечно же, подумали, что я погиб, потому и отправили похоронку домой. Я потом написал матери и родным, что, мол, жив и здоров. Но они сначала не поверили, решили, что это мой друг им пишет. Тогда в следующем своем письме я перечислил всех родственников. Бывает и такое. А когда уже приехал в отпуск домой, то мать показала мне ту злосчастную похоронку и сказала: «А я все равно не верила, что бы погиб и ждала тебя, сынок!».

Польшу, Восточную Пруссию, Германию прошагал Григорий Федорович. Вот, наконец, и поверженный Берлин. Какие чувства тогда он испытывал? Наверное, как и многие – ненависть за миллионы безвинных жертв. Только та была к фашизму. Помнит Григорий Федорович и свой случайный разговор с немецким солдатом (тогда между ними уже не стоял вопрос: кто кого?). Тогда-то и понял он, что антигуманная идея Гитлера создать идеальную нацию путем уничтожения миллионов людей была чужда немецкому народу. Просто никто не хотел умирать…

До 1953 года Григорий Федорович продолжал служить в Германии. Вернувшись в Советский Союз, отказался от предложения поехать служить в Мурманск или на Чукотку. Уволился в запас и выбрал Белоруссию. Отсюда родом была его возлюбленная, уроженка Славгородчины, Антонина Старовойтова. Забрал жену из Гродненской области, куда молодая учительница была направлена по распределению, и привез на ее родину. Вместе они учительствовали. Григорий Федорович преподавал физкультуру и военное дело. Но со временем сменил работу и продолжительное время, до выхода на пенсию, работал на свинокомплексе в Свенске.

Григорий Федорович, достойно и до конца пройдя тяжелый путь советского воина, является примером для своих детей, внуков. Его сын, Олег, тоже стал военным. Сейчас уже на заслуженном отдыхе в звании полковника. Внук Максим уже получил погоны майора и достойно продолжает летопись семейной династии Бердниковых.

– Во время своей педагогической деятельности, да и сейчас много рассказываю подрастающему поколению о той войне, – говорит Григорий Федорович. – Нас, живых свидетелей той великой и страшной войны, осталось уже совсем мало. Но главное, что должны знать и помнить последующие поколения: советский народ воевал не с немецким народом, а с фашизмом. И мы выстояли! Победили! Так пусть же эта Великая Победа живет в веках!

ФОТО