Науменко Петр Андреевич

Могилевский район

ВОСПОМИНАНИЯ

«Я родился 25 января 1923 года в д. Костинка Маховского сельского Совета. Окончил 9 классов Минской авиационной спецшколы. Война застала на стадионе «Спартак» в Минске, где мы готовились к физкультурному параду. Было нас 100 курсантов. Остальные 400 человек курсантов уехали в лагерь в г. Борисов. На третий день войны бомбили Минск. После этого их, 100 курсантов, отправили в Борисов. Когда приехали в Борисов, лагеря на месте не оказалось. Всех прибывших курсантов отправили домой. Когда я приехал домой, немцы были уже под Могилевом.

В 1943 году д. Костинка была окружена немецко-фашистскими войсками. Все 85 мужчин, в том числе и я, были согнаны на место, где раньше находилась церковь. Подогнали пять машин, посадили в них и завезли в Быхов. Через две недели нас погрузили в эшелон и отправили в Германию, город Найденбург. Это был пересыльный пункт. Немецкие женщины выбирали тех, кто подходит им для работы. Я в их число не попал. Меня выбрал немец позже, посадил в машину и увез к себе домой. Это было в конце ноября 1943 года. У немца была своя ферма, он держал коров и лошадей. Я ухаживал за лошадьми. Хозяин относился ко мне хорошо, но строго следил за тем, как выполняется работа.

Я и мой товарищ решили бежать. Пробирались к границе в основном ночью, днем была большая вероятность попасться. Когда дошли до границы, неожиданно послышался звук машин, яркий свет фар резал нам глаза. Нас схватили, завезли в деревню и посадили в подвал. Утром отвезли в Белосток в тюрьму. Наши войска были на подходе к городу. Нас с другом посадили в разные машины и повезли в тюрьму в Варшаве. Довезли до реки Вислы, посадили в лодки и переправили до места назначения.

Однажды в тюрьме по тревоге подняли всех военнопленных, приказали снять одежду и оставить в камерах. Всех завели в баню и облили ледяной водой, после держали в подвале 4 часа. Утром подогнали поезд, завязали нам руки проволокой, загнали в вагоны и отвезли в концлагерь «Гросс-Розен». В лагере переодели в костюмы в полоску, на ноги дали ботинки на деревянной подошве. Из «Гросс-Розена» переводят в другой концлагерь – «Бухенвальд». В лагере работали на заводах. Кормили неочищенной картошкой и кольраби, давали всего 20 грамм хлеба на день, пили обычную воду. В лагере было четыре крематория, где каждый день сжигали людей. Оттуда доносились жуткие крики и плачь. Потом меня переслали в «Дахау», в 12 км от Мюнхена. В 1945 году 30 апреля был освобожден американскими войсками. Получив документы о том, что находился в концлагере, меня отправили в запасной полк Красной Армии. Отсюда был призван в Венгрию в 755-й саперный батальон, прослужил восемь месяцев. После расформирования был снова направлен в столицу Австрии, в Вену, в роту охраны, где и служил до демобилизации в апреле 1947 года.

****

Вернулся домой в д. Костинка. Работал учетчиком тракторной бригады, в Недашевском детдоме воспитателем, 18 лет работал учителем труда в Костинской школе. После закрытия школы работал в совхозе Махово на пилораме. На пенсию ушел в 1985 году. За многолетний труд в совхозе награжден медалью «Ветеран труда».

А молодому поколению я желаю здоровья и мира на земле».

Науменко Петр Андреевич умер в 2007 году.

Науменко Петр Андреевич родился 25 января 1923 года в деревне Костинка Маховского сельского совета. Окончил 9 классов Минской авиационной спецшколы. Война застала его и других курсантов (100 человек) на стадионе «Спартак» в Минске, где они готовились к физкультурному параду. Остальные их товарищи (400 человек) уехали в лагерь в город Борисов. На третий день войны бомбили Минск. После этого и Петра Андреевича с товарищами отправили в Борисов. Когда приехали в Борисов, лагеря на месте не оказалось, и всех прибывших курсантов отправили домой. Когда Петр Андреевич приехал домой, немцы были уже под Могилевом. Петр Андреевич вспоминает:

«В 1943 году Костинка была окружена немецко-фашистскими войсками. Все 85 мужчин, в том числе и я, были согнаны на место, где раньше находилась церковь. Подогнали 5 машин, посадили в них и завезли в Быхов. Через две недели нас погрузили в эшелон и отравили в Германию, в город Найденбург. Эго был пересыльный пункт. Немецкие женщины выбирали тех, кто подходит им для работы. Я в их число не попал. Меня выбрал немец, посадил в машину и увез к себе домой. Это было в конце ноября 1943 года. У немца была своя ферма, он держал коров и лошадей. Я ухаживал за лошадьми. Хозяин относился ко мне хорошо, но строго следил за тем, как выполняется работа.

Однажды я и мой товарищ решили бежать. Пробирались к границе в основном ночью, днем была большая вероятность попасться. Когда дошли до границы, неожиданно послышался звук машин, яркий свет фар резал нам глаза. Нас схватили, завезли в деревню и посадили в подвал. Утром отвезли в Белосток, в тюрьму. Наши войска были на подходе к городу, и нас повезли в тюрьму в Варшаве. Неожиданно в тюрьме по тревоге подняли всех военнопленных и приказали снять одежду и оставить в камерах. Всех завели в баню и облили ледяной водой, после держали в подвале 4 часа. Утром погнали в поезд, завязали руки проволокой, загнали в вагоны и отвезли в концлагерь «Гросрозон». В лагере переодели в костюмы в полоску (одна полоска белая, вторая серая). На ноги дали башмаки на деревянной подошве.

Позже перевели в другой концлагерь «Бухенвальд». В лагере работали на заводах. Кормили неочищенной картошкой и кольраби, давали всего 20 грамм хлеба на день, пили обычную воду. В лагере было 4 крематория, где каждый день сжигали людей. Оттуда доносились жуткие крики и плачь. Называлась эта часть лагеря «интернациональной».

Последний концлагерь, в который я попал – «Аллах», в четырех километрах от Мюнхена. 30 апреля 1945 года я был освобожден американскими войсками. Получив документы о том, что я находился в концлагере, меня отправили в запасной полк Красной Армии».

Отсюда Петр Андреевич был призван в Венгрию в 755 саперный батальон, прослужил 8 месяцев. После расформирования был снова направлен в столицу Австрии Вену, где и служил до демобилизации в апреле 1947 года.

Вернулся домой в Костинку. Работал техником по взрывам на смолзаводе. После сокращения этой должности работал и учетчиком тракторной бригады, и воспитателем в Недашевском детдоме, и 18 лет учителем труда в Костинской школе. После закрытия школы работал в совхозе Махово на пилораме. На пенсию ушел в 1985 году. За многолетний труд в совхозе награжден медалью «Ветеран труда».

Подготовили Баркова О.А. и Ерофеева Ю.А.

ФОТО