Гроза Анастасия Александровна

Горецкий район | Дрибинский район

БИОГРАФИЯ

Анастасия Александровна Гроза за свою большую и долгую жизнь пережила много испытаний, невзгод, трудностей, лишений. Жизнь учила добывать хлеб трудовой мозолями. Не лучшими попутчиками в жизни были голод, недостаток, тяжелый физический труд, но именно они укрепляли веру в собственные силы, делали тверже дух, благодаря этому и выжила, уцелела во время страшного испытания для всей страны в огненные военные годы. Анастасия Александровна имеет статус труженика тыла с соответствующими документами, наградами и льготами. Хотя получила все это уже в пожилом возрасте, а когда были силы – работала, не думая о том, что за труд на военном заводе во время войны положены какие-то корочки и льготы.

Родилась Анастасия Александровна в соседнем Горецком районе, в деревне Котелево. До войны это была большая деревня, в семьях сельчан было помногу детей. У родителей моей собеседницы Александра Корнеевича и Матрены Дмитриевны Мищенковых было восемь детей: шесть дочерей и двое сыновей, Настя была четвертой в семье.

После окончания семилетки девушка поехала погостить к старшей сестре Антонине в Москву, да так там и осталась. Нашла работу, стала зарабатывать деньги, ведь дома в колхозе работали за трудодни. В Москве встретила хорошего человека, вышла замуж. В семье родились дети – два сына и дочь. Но счастливая мирная жизнь семьи Анастасии Александровны как миллионов советских людей закончилась с рассветом 22 июня 1941 года. На тот момент она работала на секретном военном заводе.

Над страной, окутанной дымом пожарищ, пронизанной ревом смертоносных стервятников, лязгом гусениц танков и непрекращающейся стрельбой из всех видов оружия того времени, прогремела из края в край песня – призыв, песня – клятва «Вставай, страна огромная!». Страна превращалась в боевой лагерь. Места бойцов тыла вместо ушедших на фронт рабочих занимали женщины, подростки, старики. Не жалея сил, ковали люди труда оружие победы над фашизмом, веря в правое дело. Именно эта вера в победу придавала уставшим бодрость, умножала энергию тружеников.

Анастасия Александровна всю войну работала на военном авиационном заводе, который не успел эвакуироваться в глубокий тыл. Упакованное оборудование прямо с вокзала вернулось назад на завод, поскольку железнодорожные пути были разбиты подступившим к Москве врагом. Так завод стал работать в условиях военного времени. На окнах всегда была светомаскировка, и если в ночную смену что-то где-то светилось, можно было получить нагоняй. На ночь в небо над городом поднимали огромные аэростаты для защиты от бомб. Во время бомбежек и артобстрелов рабочие не покидали свои места, не уходили в бомбоубежище, так как завод работал непрерывно. Да и руководство повторяло своим рабочим о том, что на фронте от бомбежки не прячутся, и им тоже негоже прятаться. Грохот зениток, гул самолетов, лязг осколков по крыше цеха нагоняли ужас, даже со временем нельзя было привыкнуть к этому всему.

Очень тяжело было работать в ночную смену, а рабочая смена длилась 12 часов. Работала неделю в первую смену, неделю во вторую – с восьми вечера до восьми утра. Под утро усталость и сон просто валили с ног. Чтобы не упасть или не покалечить руку станком, женщина со всей мочи держалась одной рукой за поручни станка. Рука была словно приросшая к металлической ручке, тело могло самопроизвольно отходить из стороны в сторону, но удерживаться на ногах. Ей приходилось работать на нескольких станках, делать части к самолетам, собирать моторы. Отстоять 12 часов было очень тяжело, особенно при скудном питании. В заводской столовой еда была очень бедной: на первое щи из крапивы, на второе разваренный жмых вместо каши и бледный чай из травы с сахарином.

Но бойцы тыла стойко и мужественно переносили все тяготы и лишения, худели и чернели буквально на глазах. Но никто не роптал, дисциплина была без всяких понуканий. И сами того не ведая труженики тыла каждый день совершали свой трудовой подвиг, достойный уважения и памяти ныне живущих.

После смены на заводе А.А. Гроза обычно покупала на рынке маленькое беремце поколотых дров, чтобы протопить маленькую печку в своей квартире, погреть кипятка, покормить сына. На работе уставала смертельно. Один раз пришла с работы, поставила картошку варить и уснула: сгорела и картошка, и кастрюля. Было очень жалко еду.

В конце войны на их завод пригнали работать пленных немцев. Кормили их в том случае, если они выполняли дневную норму, а так только 300 граммов хлеба в день. И немец, работавший под ее присмотром на соседнем станке, всегда просил еще работу, чтобы получить свой паек. Но работали немцы у них недолго – месяца полтора, а затем их погнали дальше по этапу.

Еще А.А. Гроза хорошо запомнила случай, когда к ним на завод прислали работать двух женщин, которые по вагонам просили милостыню. Их заставили работать, но для непривычных людей этот труд показался каторжным и во время одной из бомбежек они сбежали в подвал завода. За то, что они покинули свое рабочее место без разрешения, их отдали под трибунал. Собрали общее собрание рабочих, виновниц объявили предателями Родины, осудили и отправили на фронт как штрафников, а могли бы по закону военного времени и расстрелять. Дисциплина в военное время везде была железной. Да иначе, наверное, и нельзя было.

Во время войны погибла на рабочем месте ее сестра Антонина, работавшая на пороховом заводе. Произошел врыв в хранилище со взрывчаткой. Но о смерти сестры Анастасия Александровна узнала только спустя время.

Война черной полосой прошла по семье А.А. Грозы. Погиб муж, прошедший финскую войну и до этого участвовавший в освобождении Западной Беларуси. Не пережили первую суровую военную зиму их двое детей. Погибла старшая сестра, двое младших сестер, живших в оккупации, были угнаны в Германию (вернулись после войны домой), младший брат не пережил время оккупации – умер от болезни. Погибли на фронте два брата ее отца…

Весть о победе была непередаваемой радостью для всех! Дождавшись этого светлого дня, Анастасия Александровна решила уехать домой к родителям. Было очень голодно в городе, а в деревне можно было вырастить свой хлеб и картошку, накормить изголодавшегося за войну сына и уже послевоенную дочку от второго брака. И сейчас она не может без слез вспоминать, как в войну давала сыну кусочек хлебушка, а он откусит немного и говорит: «Мама, я это оставлю на завтрак, только ты не съешь его ночью». Положит под подушку, а утром не успеет проснуться, как скорее за свой хлеб. И ему всегда казалось, что с вечера хлеба было больше.

Продала все, что только можно, выслала родителям деньги, чтобы они купили зерна. И вскоре вернулась на родину. У родителей тоже было тяжело с пропитанием. Поэтому первое время жила у сестры в соседней деревне, пешком ходила на работу в Горки. Со временем стала снимать жилье, нашла другую работу. Долго скиталась по чужим углам – нелегко было найти жилье одинокой женщине с детьми. Последние десять лет перед пенсией работала в районной больнице санитаркой. В это время ей выделили комнату в одноэтажном доме барачного типа, с примусом на лестничной площадке, а потом ему на смену пришел керогаз, удобства и водораздаточная колонка – на улице. Но зато свой угол, и это радовало. В этой комнате она и жила до недавнего времени, пока племянница Ольга Сергеевна Пушкина, дочь ее покойной сестры Елены Александровны, не забрала к себе в Дрибин. Болезни одолели, да и возраст уже преклонный, такому человеку необходим уход. Ехать жить к дочери далеко, она живет в Украине. Так вот Анастасия Александровна и стала жить в Дрибине. Здесь же живет ее сын Анатолий Петрович, который регулярно проведывает ее.

О своих заслугах перед Родиной во время войны А.А. Гроза узнала лишь тогда, когда пришло время оформлять документы на пенсию. Послала запрос в Москву в архив, и оказалось, что она является тружеником тыла и имеет все льготы по закону, ей выдали соответствующее удостоверение. Когда жила в Горках, на каждый День Победы ее поздравляли из райвоенкомата, приходили школьники, записывали ее воспоминания, ведь это бесценный исторический материал человека, пережившего войну в тылу на трудовом фронте. Несмотря на годы, Анастасия Александровна хорошо помнит пережитое лихолетье, помнит фамилии и имена людей, с кем работала, названия тех деталей, которые изготавливала в войну на авиационном заводе.

Судьба этого простого и очень скромного человека – это живая история, которая не должна быть забыта сегодняшними поколениями. Сейчас много пишется и говорится о подвиге солдат Великой Отечественной войны, но нельзя забывать и о самоотверженной работе тружеников тыла. Они достойны низкого поклона, памяти и благодарности потомков.

Текст Галины Кожевниковой

ФОТО