Михневич Анастасия Игнатьевна

Бобруйский район

ФОТО

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Порою жизнь сводит нас с такими людьми, от встречи с которыми остаются неизгладимые впечатления. Что-то «зацепит» так необъяснимо, и в памяти навеки поселятся сказанные ими слова, все понимающий взгляд и добрая улыбка. Именно таким человеком в моей жизни оказалась ветеран Великой Отечественной войны А. И. Михневич.

Она родилась в дружной семье, где в почете были труд и образованность. И не удивительно, что Настя, как только научилась читать, каждую свободную от учебы и работы минуту сразу же бралась за книжку. Тогда-то у нее, сельской девчушки, родилось желание стать учительницей, чтобы делиться с малышами своими знаниями, почерпнутыми из книг. И это желание с каждым годом крепло и привело ее в Бобруйский педфак, где она получила самую мирную и одну из самых востребованных и почитаемых профессий на земле. Первые же самостоятельные шаги в профессии подтвердили, что она сделала правильный выбор. Ее первые ученики, маленькие девчонки и мальчишки, стали для нее самыми близкими друзьями. Она делала все от нее зависящее, чтобы пробудить в них тягу к знаниям, организовывала для них различные мероприятия, которые сплачивали класс. Ее отмечали, как одну из самых перспективных молодых учителей. И она стремилась оправдать доверие, считая, что эта высокая оценка дана ей авансом. У нее было много творческих планов и задумок, которые превратились в миражи 22 июня 1941 года.

В жизнь людей ворвалась война. Анастасия вместе с подругами-комсомолками мечтала попасть на фронт, но судьба решила иначе. Она стала связной партизанского отряда. Невысокая, хрупкая, одевшись в простенькую крестьянскую ношенную-переношенную одежонку, была, скорее, похожа на подростка, чем на народного мстителя. И ей не раз удавалось беспрепятственно выполнять самые различные задания командира отряда. И листовки расклеивала, и взрывчатку в город проносила на дне лукошка с грибами или скромной снедью. Иной раз ей на пути встречались фашисты. Тогда ее всю пронизывал ледяной озноб, казалось, что земля уходит из-под ног. В голову лезли страшные мысли – это конец. Но жизнь была благосклонной к ней, все обходилось, и очередное здание партизан было выполнено. Но однажды случилось страшное. Она получила задание передать взрывчатку учителю Турко. Войдя в роль девчонки-побирушки, она благополучно миновала фашистские посты и пришла на явочную квартиру. Турко по заданию партизан взорвал станцию, но тут началась облава, во время которой он был схвачен фашистами. Жестокие пытки сломили волю партизана, и он выдал Анастасию врагам. Довольно скоро она оказалась в фашистских застенках. И для нее начался настоящий ад. Каким только истязаниям не подвергалась она, находясь в тюрьме СС! Даже сегодня, по прошествии стольких лет, Анастасия Игнатьевна не может без слез вспоминать пережитый ею ужас, нечеловеческую физическую боль, которая терзала ее хрупкое тело, и душевные муки. Две недели страшных мучений. Неимоверное желание, чтобы быстрее все закончилось… И страх, что в беспамятстве может сказать лишнее… Новость о том, что 700 узников тюрьмы поведут на расстрел, и среди них – она, не испугала. Страха вообще как такового не было, только апатия и мысль, что наконец-то закончатся муки. В тот июльский день солнце жгло нещадно. Измученные пытками люди еле переставляли ноги. Многие падали прямо на дорогу, фашисты их тут же расстреливали. Анастасия Игнатьевна со слезами на глазах вспоминает, как фашисты в упор расстреляли молодую женщину, выбившуюся из сил, а ее двухнедельного ребеночка взяли за ножки и убили. Анастасия Игнатьевна шла в конце колонны. Глаза застилали горячий пот и соленые слезы. И вдруг ее затуманенный взгляд выхватил у обочины дороги глубокую воронку. Откуда только в тот момент взялись силы, Антонина Игнатьевна и сейчас не понимает, но у нее, еле передвигавшей израненные ноги, вдруг словно открылось второе дыхание, которого хватило на то, чтобы сконцентрироваться и рывком бросить свое изболевшееся от пыток и мук тело в спасительную воронку. И на какой-то миг ее сознание помутилось. Когда же она вновь смогла осознавать происшедшее, на глаза навернулись слезы счастья – она жива. Фашисты и их прихвостни, сопровождавшие колонну обреченных на смерть, не заметили ее бегства. Через минуту она уже оплакивала людей, обреченных на смерть. Еще несколько минут назад она была среди них…

Если бы после случившегося Анастасия Игнатьевна приняла решение в качестве стороннего наблюдателя ожидать окончания войны, ее бы, наверное, поняли – не такие, как она, ломались после того, как ощутили на себе дыхание смерти. Но девушка знала одно – пока на ее родную землю не придет долгожданная победа, она – боец. И вновь он была для партизан самым надежным связным. Не один километр намотала хрупкая девушка, идя в город со смертоносной ношей – взрывчаткой, листовками, и, возвращаясь в отряд с медикаментами, ценными сведениями. Встреться ей на пути фашисты, ее ожидал бы неминуемый расстрел. Но иначе Анастасия Игнатьевна не могла. Не раз ей, хорошо знающей местность, доводилось сопровождать партизан во время их перехода из одной местности в другую.

Орден Отечественной войны, полученный Анастасией Игнатьевной за мужество и героизм, проявленные в годы войны, для нее очень дорог, потому что за ним – бессонные ночи, отчаяние, радость оттого, что задание партизан выполнено на отлично, это воспоминания о тех, кто погиб в той страшной войне.

После окончания войны Анастасия Игнатьевна с радостью вернулась к своей самой мирной профессии. Шли годы, приходили на смену новые поколения детей со своим миром идей и интересов, но ее любящее сердце педагога оставалось неизменным. Ее всегда отличали душевная доброта, любовь к детям и уважение к родителям. За все она бралась с неукротимой энергией, большим энтузиазмом. Ее учеников отличали активность, сплоченность и ответственность – она старалась выработать в них добросовестное отношение к учебе, к общественно полезным делам, посильным для них. Анастасия Игнатьевна давала им не только глубокие знания, но и уроки доброты, человечности и, конечно же, мужества. И не удивительно, что ее труд отмечен многочисленными грамотами, ценными подарками. Она удостоена медали «Ветеран труда». Но главное богатство и награда для учителя, человека с большой буквы А. И. Михневич – след, оставленный в душах детей, Путь в бескрайнюю страну Знаний… Ее воспитанники присылают ей многочисленные письма, поздравительные открытки, звонят, заезжают при случае в гости, а она по праву гордится их успехами и трудовыми достижениями.

– Я самый счастливый человек! – говорит Анастасия Игнатьевна. – Вся моя жизнь прошла в школе! И я вижу добрые всходы посеянного некогда мной семени.

Действительно, А. И. Михневич – человек-легенда Петровичской школы, которой она отдала более 56 лет своей жизни. И сегодня Анастасия Игнатьевна, недавно отметившая 90-летие, принимает участие во многих значимых мероприятиях, проводимых в районе, и с грустью констатирует, что ряды ветеранов с каждым годом редеют. Действительно, время неумолимо. И, как это ни прискорбно, уходит поколение, вынесшее на своих плечах войну. С его уходом уходит и целый пласт истории. Но для нас, ныне живущих, и для грядущих поколений их подвиг навсегда останется примером мужества и героизма.

Бегунович, Е. След на земле… / Елена Бегунович // Трыбуна працы. – 2010. – 12 июля.