Дубинчик Константин Иванович

Осиповичский район

ФОТО

Сержант Константин Иванович Дубинчик (слева), 1938 год, г. Наманган, Узбекистан

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

В далеком 1917-м году, как раз на 7 ноября в д. Уболотье в многодетной крестьянской семье родился мальчик. Дали ему имя Константин – в переводе с греческого «твердый, стойкий». И хотя к тому, «что означает имя твое», относиться можно по-разному, но так оно и получилось: вся жизнь испыты­вала героя нашего рассказа на стойкость и твердость в доказательстве, что родители не ошиблись, назвав его именно так. Работал в колхозе, землю пахал с малых лет, помогал родителям вырастить младшеньких, а в 22-летнем возрасте призвал-таки Осиповичский РВК на службу Отечеству. И попал Дубинчик туда, куда белорусский «Макар телят не гонял» – в город Наманган Узбекской ССР Так стал колхозник кавалеристом, через полгода – сержантом. Предложили, как одному из лучших младших командиров, повысить «квалификацию» – стать курсантом, а в перспективе – лейтенантом пехотного взвода. Ташкентское военное училище «выпекало» юных офицеров, как домохозяйка – блинчики: но кадры готовились исправно, быстро и в большом количестве. В апреле 1941 года получил по две «шпалы» на петлицы. А тут и война началась...

106 мотострелковая дивизия, сформированная в Самарканде и переданная в распоряжение Центрального фронта, под Брянском закрыла собой брешь, образовавшуюся от прорыва немецких танков. Лейтенант Константин Дубинчик был назначен адъютантом командира дивизии. Вступившее с ходу в бой соединение, без артподготовки и поддержки авиации про­держалось по линии обороны только несколько дней и было рассеяно по брянским лесам.

В группе из 17 человек, под командованием майора, фамилию которого за давностью лет ветеран не помнит, состоялось импровизированное совещание, на повестке дня которого стоял один вопрос: что делать дальше? Решили партизанить. Нападая на автомашины и мелкие обозы, обросли легким стрелковым вооружением, создали в лесу склад продовольствия, разветвленную систему землянок, значительно удаленных друг от друга. Несколько жестоких схваток показали, что немцы нащупали место расположения лагеря. Группа патриотов постепенно смещалась в сторону Беларуси. Недалеко от р. Березины лейтенант Дубинчик был ранен и оставлен в д. Дуриничи. Группа ушла дальше, а Константин, подлечившись и не имея связи с ней, самостоятельно вернулся в родную деревню. Но недаром его имя стойкость обозначает. Организовав из трех человек миниотряд в родовом гнезде, он через месяц находит партизан, и с июня 1942 года становится командиром отделения отряда имени Ворошилова бригады № 99 имени Гуляева. А это – уже не маленькая группа вооруженных людей.

Из доклада секретарю ЦК КП(б)Б П.К. Пономаренко о деятельности партизанских формирований: «По решению Минского областного комитета КП(б) Белоруссии откомандирована в распоряжение Брестского подпольного обкома 99-я бригада имени Гуляева с общей численностью 725 человек, с вооружением: станковых пулеметов – 4, ручных пулеметов – 32, автоматов – 46, винтовок – 426, минометов – 2, лошадей – 86».

Здесь, под Брестом и закончил войну лейтенант. Был рекомендован на юридические курсы в г. Минске, отучился и несколько лет проработал народным судьей в Вилейском районе. Перешел на хлопотную должность участкового, дослужился до капитана. За отличное выполнение служебных обязанностей награжден орденом Красной Звезды. Имеет орден Отечественной войны 2-й степени, медали, грамоту от Молодечненского райкома КПБ, 9 благодарностей в трудовой книжке за добросовестную работу на различных должностях после увольнения в запас. Говорит ветеран, что благодарностей было много больше, да чистых листов в трудовой книжке не осталось...

Филимонов, В. Колхозник, лейтенант, партизан, капитан… / Владимир Филимонов // Асіповіцкі край. – 2002. – № 51. – 2 ліпеня. – С. 2.