Моисеенко Тамара Трофимовна

Дрибинский район

ВОСПОМИНАНИЯ

«Послевоенная жизнь»

«Мне было шесть лет, когда закончилась война. Тех лет не забыть никому никогда. Это были тяжелейшие годы в жизни. Во-первых, в деревне все было разрушено. Хоть и уцелели отдельные дома, они были абсолютно пустые. Наша деревня Покутье уцелела случайно. Немцы уже намеревались ее сжечь, но со стороны деревни Гололобовка на лошадях подоспела группа наших разведчиков. Они вступили в схватку с фашистами, которые уже чуть не осуществили свои варварские намерения. Немцы установили в некоторых домах пулеметы, а другие немцы уже готовы были сжечь всю деревню. Но, ворвавшиеся наши разведчики, убили несколько фрицев, остальные немцы бросились убегать в сторону Дрибина. Они догнали их и уничтожили. Вот так деревня уцелела.

Я со старшей сестренкой возвращалась из «беженцев». Взявшись за руки, мы одни пешком по дороге добрались до д. Покутье. Мама же наша осталась, чтобы позже пригнать корову, которую мы забрали с собой, когда выезжали из деревни. В доме не было окон, ни одного стула, только голые стены. Очень хотелось кушать, но в доме ничего не было. Мы с сестрой голодные легли спать на полу, на охапке соломы.

1946 год был очень засушливым, ничего не выросло. Да и засеять землю особо было нечем. Все люди голодали. Не было чего ни обуть, ни одеть. Ходили босиком от сильных морозов и до полного схода снега весной. Одеждой были самодельные сермячки, сделанные изо льна, обувью были самодельные лапти. Чтобы их изготовить, надо было сходить за пять километров в лес за лыками, принести вязанки этих лык на плечах, а потом сделать из них лапти. Лапти были очень непрочные, быстро рвались. Да и нам они не очень нравились, поэтому хотелось быстрее от них избавиться.

Родители работали в колхозе от темна до темна. За работу платили не деньгами, а продуктами – в конце года на трудодни приходилось несколько мешков неочищенного зерна, отходов. В зерне было много семян сорняков, поэтому хлеб получался очень невкусным, горьким. А семьи у всех жителей деревни были очень большие – до десяти детей в семье. Не хватало хлеба, нечего было одевать и обувать. Собирали листья липы, сушили их, перетирали руками и пекли из них лепешки. Собирали цветки клевера, гречихи, рачки, щавель для изготовления хлеба. От всего этого развивалась аллергия, у многих людей распухало тело. Соль была роскошью на столе, за ней приходилось далеко ходить. Стакан соли стоил очень дорого. Соль получали в обмен на изделия собственного изготовления. После войны находили обломки самолетов, из них выплавляли посуду: чугунки, ложки, кружки.

В деревне почти не было лошадей и приходилось обрабатывать землю на себе. Люди впрягались вместо лошадей. Мы с сестрой заменяли одного взрослого человека. После такой изнурительной работы уже не хотелось даже есть. А еще нужно было платить налоги, нужно было сдать какую-то норму мяса, молока, яиц. За каждое деревце тоже нужно было платить налог, поэтому люди стали вырубать сады. За не выработку минимума трудодней людей могли осудить.

Я в школу пошла в 1946 году, когда мне было семь лет. В первом классе оказалось много переростков, которые из-за войны не смогли вовремя пойти учиться. В классах не было парт, стульев. Сидели за длинными столами, сбитыми из досок, на длинных скамейках. Столы были неустойчивыми, шатались. Ручки были сделаны из палочек, к которым нитками привязывалось перо. Вместо чернильниц были бутылочки, которые закрывались пробками из бумаги. Сумки для книг были самотканые, носились через плечо. Тетрадей не хватало. Использовали даже обрывки газет, клочки из бумаги. За книги нужно было платить деньги, а их не было. Приходилось драть лыко из лозы и сдавать на заготовительную базу в деревню Темный Лес. Носили это лыко на плечах или на самодельных колясках, получали копейки, за которые и покупали учебники.

В свободное время дети собирались вместе, весело проводили его. Занимались спортом: катались на лыжах и коньках. Воздух сотрясал веселый смех ребят. Несмотря на неимоверные трудности, люди продолжали трудиться, дети учились. Я только и мечтала, чтобы скорее получить образование, получить работу, за которую я буду получать зарплату, чтобы можно было достойно жить. Объединяло людей одинаково трудное положение и вера в лучшее будущее. Люди верили, что когда-то наступит тот долгожданный день, когда можно будет быть уверенным в завтрашнем дне. Люди были доброжелательными, оказывали бескорыстную помощь и поддержку другим людям, умели сопереживать, не смотря на все трудности. Люди всегда стремились к общению, что их сближало, объединяло. Все это помогало переносить трудности жизни».

Записано Еленой Михайловной Шевардовой, библиотекарем Темнолесской библиотеки-филиала.

ФОТО