Глушакова Полина Иосифовна

Краснопольский район

ВОСПОМИНАНИЯ

Казалось, они взрывались повсюду...

«Родилась я в деревне Якушовка Новоельненского сельского Совета в 1935 году. Когда грянула война, мне было 6 лет. У моих родителей кроме меня было еще двое детей – моя трехлетняя сестра и шестимесячный брат. Отца нашего забрали на фронт в первые дни войны.

Не обошла война стороной и нашу деревню. Помню, как летом рвались бомбы. Казалось, они взрывались повсюду – мы на тот момент ходили на поле за картошкой. В поисках убежища побежали к речке, что протекала около деревни, и там спрятались под мост. Бомбы, которые падали то с одной стороны речки, то с другой, не взрывались – они тонули в воде. Так мы и спаслись.

Вскоре в Якушовку пришли немцы. Они хватали кур, гусей, свиней, другой скот. Все тянули на свою кухню. Дома все заняли. Помню, как нас, детей, мать усадила на телегу, к телеге привязала корову, и мы с другими жителями деревни двинулись в лес. Немцы леса боялись. Выкопали там все семьи себе ямы, где можно разместить детей от холода, так и жили в лесу. Наша мама лапника принесла стены ямы утеплить, чтоб нам не так холодно было. А в деревне осталась мамина мама, наша бабушка. В лес она не пошла, ей было уже 70 лет, к тому же глухая. И немцы ее не тронули. А еще у нас была черная-черная свинья с поросятами. И ее немцы не тронули. Сказали, что это «юдо-мать».

Война закончилась, а отец не вернулся – на него пришла похоронка. И на нас была назначена пенсия – по 3 рубля на ребенка.

В нашей деревне была школа – 4 класса. Мне 10 лет, надо идти учиться. Закончив 4 класса, в 5-й ходила в школу д. Березяки, это за 6 км от Якушовки. И вот такое расстояние, дети, которые учились в Березяках, преодолевали каждый день и зимой, и весной. А окончив семилетку в Березяках, за 14 км ходили в Новоельненскую школу. Пока дойдешь – все стихотворения наизусть выучишь, что задавали. Я закончила 10 классов. К тому времени у меня признали искривление позвоночника от тяжелой нагрузки. Эта проблема со здоровьем побудила меня поступать учиться в медицинский институт, чтобы лечить всех, кому плохо. И я поступила, только вот учиться не получилось, т.к. нужно было жить на квартире и без стипендии. А мама мне помочь ничем не могла. И я отказалась от своей мечты.

Я пошла в торговлю. Заочно закончила техникум в г. Минске и в торговле проработала до самой пенсии. В моей трудовой книжке только две записи: одна – о приеме на работу, другая – о выходе на заслуженный отдых».