К ВОПРОСУ ОБ АЗ

ТО, ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ЗНАТЬ...

Откровенно говоря, я долго думал как лучше, понятнее, доступнее и лаконичнее рассказать читателю о том, что такое "аномальная зона" и пришел к выводу, что поскольку во время лекции, докладов и семинаров вопросы "по теме" - практический всегда одни и те же, я решил оформить это в виде наиболее часто задаваемых вопросов и ответов на них.

Пожалуй можно рассказывать об этом часами, но ответы на самые безобидные вопросы я опубликую прямо здесь... Ваши вопросы, вы можете задать мне по электронной почте, а я опубликую их на этой странице.

Так, ну что же... начнем, понемногу добавляя и исправляя..

От чего зависит активность зоны?

Вопрос не однозначный, поскольку оценку активности можно производить двумя способами. Первый - статистический и основан на количестве свидетельств очевидцев. Второй - инструментальный - основан на измерениях объективных параметров (аномалии) среды. И вот тут, начинаются всяческие сложности. В первом случае, это территориальные, социально-демографические и технические факторы. К примеру, работы по АЗ Прибалтики пришлось приостановить, поскольку с началом массового оттока населения из этих местностей, снизилось общее количество потенциальных наблюдателей, а те что остались, больше заняты вопросами пропитания, сбором грибов и ягод, чем проблемами "чудес в лесу" и поиском технического способа сообщить кому-то о своих необычных наблюдениях. Во втором случае, нужно признать что пока мы не знаем точных причин, по которым зона активизируется или "выключается". Цикличность активности так же непредсказуема. К примеру она может "включиться" на сезон, год, неделю или час и снова "выключится" на год или даже тысячу лет, при этом в этот период это будет самая обычная местность, совершенно без каких либо проявлении аномальности.

Правда ли что, все зоны расположены на местах геологических аномалии - разломов, провалов, метеоритных кратеров и т.д?

Частично, да... В начале 90-х, благодаря "просветительской деятельности" ряда исследователей, такое предположение действительно устоялось и даже активно множилось, но последующее изучение вопроса, показало не состоятельность этой гипотезы. Было замечено, что расположение зон (кластеров) как и набор факторов их проявлении, никак не зависит от наличия или отсутствия геологической аномалии под зоной, кроме тех случаев, где речь идет о гравитационных и магнитных аномалиях (см. ниже). Ярким примером локальной геологической аномалии, может служить любая крупная астроблема (метеоритный кратер), однако никаких особенных проявлении активности НЛО в районах кратеров и палеократеров - не наблюдается, что рушит такое предположение. Однако, частично положительным примером гипотезы, могут служить небольшие по площади районы магнитных аномалии в районе которых замечена повышенная концентрация наблюдении НЛО.

Наблюдаются ли в аномальных зонах - гравитационные и магнитные аномалии?

Можно сказать что - частично... Дело в том, что до середины 2000-х, утверждать это было достаточно сложно, поскольку такого рода точные измерения, в полевых условиях практический недоступны, хотя попытки блуждания по лесам с магнитометрами и предпринимались исследователями в достаточно массовом порядке. Достаточно плачевное положение сохранялось до тех пор, пока агенства CIRES/NOAA/NGDC не выложили в открытый доступ результаты проекта EMAG2 (Earth Magnetic Anomaly Grid), т.е. карту электромагнитных аномалии с разрешением в 2 угловые минуты. С этого момента, у исследователей появился еще один серьезный научный инструмент, на который можно полагаться при интерполяции зависимостей местоположения зон и кластеров. Тем не менее, за минувшее десятилетие - четкой корреляции обнаружено так и не было. В ряде случаев, было замечено что местоположение кластеров, совпадает с "ямами" (аномальными) минимальными значениями индукции магнитного поля, а не с максимальными, как казалось на первый взгляд. Ряд аномальных показателей, замеренных непосредственно в поле, оказались либо ошибкой метода измерения, либо результатом влияния на прибор каких-то не изученных до конца факторов.

Какие именно эффекты воздействия на человека, встречаются в зонах?

К сожалению, в этом случае мы будем говорить исключительно о субъективной оценке не совсем объяснимых с рациональной точки зрения явлении. Иными словами, попытка методично описать такие явления, сродни идеи - систематизировать галлюцинации группы людей, не зная чем именно они вызваны. Тем не менее, даже при такой не совсем удачной аллегории, ряд проявлении действительно весьма похожи. Самым распространенным эффектом, являются необъяснимые приливы энергии или наоборот, внезапные гнетущие состояния. Второе по распространенности явление, это аудиомиражи, которые бывают двух видов. В первом случае, участник экспедиции (один или несколько) ощущает мощный пульсирующий низкочастотный гул, по воздействию очень сходный с работой мощного мотора тепловоза на холостом ходу и вблизи его (до ближайшего ж.д. может быть десятки км и при проверке - товарняки по ним в это время не ходили и уж тем более, не стояли на месте). Во втором случае, это могут быть вполне реальные человеческие голоса, часто в виде еле-еле доносящегося разговора мужчины и женщины. При этом можно понять интонацию разговора, половую принадлежность но совершенно невозможно разобрать подробности разговора или даже язык на котором они говорят (источник звука при этом, часто расположен там, где людей быть не может. На глади озера, в буреломах или в топи болот). Иногда, слышен лай собак, но на это редко обращают внимание, поскольку лай действительно слышен за многие километры, а собака как правило не ограничена просторами населенных пунктов и вполне может оказаться поблизости.

Какие примеры "технического" воздействия в зонах?

Так же, сложная с точки зрения идеального эксперимента тема, поскольку в полевых условиях просто невозможно соблюсти условия лаборатории и тут приходится учитывать массу факторов, от температурного дрейфа до влажности, температуры, вибрации состояния проводов, кабелей, ответственных за зарядку батарей и комплектацию комплекта приборов. Самый распространенный вид воздействия - необъяснимая и даже выборочная разрядка всех типов батарей (литиевые, солевые, полимерные). К примеру в одном кейсе могут лежать несколько приборов, но батарейки будут разряжены только у одного - самого нужного. Часто фиксируется полный отказ фото и видеокамер, но при повторном включении уже дома, все запускается и работает. Уровень заряда батареи при этом такой же, как и перед выездом (если был полный, то полный и будет. Чаще наблюдается у аккумуляторов). Что тут может быть причиной - понять тяжело, и предположить можно что угодно, от холодной пайки на плате устройства до сознательного воздействия теми, кого мы изучаем. Так же, довольно распространенный вид технического воздействия, это сбои работы часов (механических, кварцевых, электронных или даже атомных) в связи с чем, часто наблюдаются сбои в работе спутниковых навигаторов. Так же, неоднократно наблюдались аномалии с прохождением радиоволн. К примеру в зонах наблюдаются как эффекты аномального прохождения радиоволн - слышны и проходят респонденты за десятки километров, а УКВ связь в мокром лесу со сложным ландшафтом работает безукоризненно на дистанциях более 10 км, так же встречаются и совершенно обратные эффекты, делающие радиосвязь бесполезной на расстоянии всего в пару сотен метров. В начале 2000-х проводилась серия полевых экспериментов, показывающая причуды GSM связи в таких зонах, в зависимости от местоположения GSM устройства в кластере и вне его. Чуть позже, исследовались причуды и с GPS сигналом, при котором навигаторы начинали "врать" на сотни метров (причины точно не установлены, но найдены некоторые технические зависимости на базе которых позднее были изготовлены диагностические приборы).

Как удалось обнаружить техническое воздействие АЗ?

Я уже упоминал работы В.Скворцова (Старлинг) которые начались почти случайно - с того, что в предполагаемой АЗ устраивали грунтовые схроны, в которые размещали самописцы температуры и другие доступные нам в то время автономные датчики способные собирать данные. После того как самописцы изымались через несколько суток и с них снимались данные, выяснилось что на некоторых из них, разнесенных на сотни метров и даже километры, единовременно случался сбой. Интересным было и то, что сбой наблюдался только на группе датчиков определенной серии, что по началу отнесли к каким-то производственным дефектам, однако контрольные промеры вне АЗ никаких сбоев не показывали. Вскоре обнаружилась и причина - сбоили только те самописцы температуры, где была специфическая термопара (не указываю сплав) и дальнейшие полевые эксперименты это подтвердили, чуть позже В.Скворцов обнаружил и другие полупроводниковые пары в которых возникали похожие аномалии (чем в конце концов завершились его эксперименты после 2008 года - мне не известно). Примерно в это же время, завершили и работы Е.Вишнинской по математическому аппарату обнаруженных ей нарушении гарнируемых в АЗ случайных последовательностей. Для ускорения ее исследовании, потребовалось изготовить прибор умеющий "подбрасывать монету" несколько тысяч раз в секунду и еще через два года, был собран приличный массив полевых данных, при этом стали использоваться более сложные источники случайных чисел. Как вы уже догадались, вскоре возникла идея объединить генератор случайных чисел с уже отработанным датчиком. Так появился первый диагностический прибор, модернизация которого продолжается и по сей день (по состоянию на 2020 год). Подробнее, о выводах - в статье "Теория Аномальных Зон".