"Рифма, идущая прямо от Бога", В. Динека

Post date: Mar 23, 2012 11:10:10 AM

(О книге Вадима Неподобы)

В издательстве «Советская Кубань» при содействии департамента культуры Краснодарского края вышла книга избранной лирики замечательного кубанского поэта Вадима Неподобы. Событие это представляется мне важным, и даже радостным, возрождающим тающий общественный оптимизм, ибо нельзя, неправильно, чтобы ушедший поэт оставался в нашем «сегодня» только в воспоминаниях друзей и в страницах старых, прижизненных изданий. Потому что в душе каждого, наверное, поэта пульсирует это лермонтовское:

«Боюсь не смерти я, о нет,

Боюсь исчезнуть совершенно…»

Это важно для нас, современников Вадима Неподобы, и для совсем молодых читателей поэзии, а также юных поэтов, только ступающих на тернистые тропинки творчества. Эта книга как бы говорит всем нам, что никто не забыт, что «не пропадёт ваш скорбный труд и дум высокое стремленье.

Сам факт издания этой книги делает честь департаменту культуры края, составителям и редакторам сборника.

Новые поколения читателей смогут увидеть лучше, рельефнее творческий и жизненный путь поэта ещё и благодаря очерку жизни и творчества поэта, написанному хорошим знакомцем и, наверное, другом поэта В.К.Чумаченко, в котором описываются их личные встречи, вехи жизни и этапы творчества Вадима Неподобы. Конечно, читатель должен принимать во внимание некоторую предвзятость и, пожалуй даже, тенденциозность автора очерка, на которую он, впрочем, как и всякий автор, имеет право. В конце концов, у каждого свой угол зрения, и свои воспоминания.

Помню, на последнем при жизни Вадима Неподобы семинаре начинающих авторов он как-то особенно часто обращался к поэзии Николая Рубцова, ставя его в пример молодым как образец русской поэзии. Уважаемый Виктор Чумаченко отчего-то великого поэта, а заодно с ним и многих замечательных поэтов России награждает почти презрительным эпитетом «тихие», а увлечение Вадима этими поэтами называет «болезнью». Скорее всего, автор очерка не имел в виду ничего плохого, но эти выражения могут быть неверно поняты молодыми читателями, только начинающими счастливое знакомство с поэзией Вадима Неподобы. И всё-таки, не это важно. Главное – поэзия.

По большому счёту, биография поэта – это не бытовая история жизни человека. Не цепь событий, представляющих ряд, вроде: родился – учился – работал – женился – развелся – спился – лечился – писал – написал то-то и то-то – скончался. Это не перечисление деяний, не повесть о том, за кем ухаживал, с кем ссорился, кому помогал, кому изменял (и с кем), и т.д. и т.п.

На долю странного, человекоподобного существа, одарованного недугом поэтического словотворчества, приходится за всю его жизнь не так много времени (от нескольких минут до нескольких десятков часов), когда он – Поэт, когда он истинно Счастлив, озарённый охватившим его Небесным Светом. И тогда он, ретранслируя космическое Прекрасное в окружающий мир, неподвластен мирскому суду и непостижим для окружающих, даже самых близких ему людей. А инструмент, струны которого терзает, истязает всесильный исполнитель небесных гармоний – его душа.

Поэтому биография поэта – это история потрясений и прозрений, невидимых окружающим, это приступы сомнений, муки, приносимые чужими страданиями, удушающие незримые слёзы, волны восторгов любви к прекрасным творениям, божеским и человеческим… Это история его души. Только в стихах поэта различима ажурно-сложная душа его, пугливо прячущаяся в мирской жизни от чужих грубых рук под многочисленными, порой невыразительными, а порой и неприглядными масками. И только эта биография истинна.

И тогда понятен и близок он всякому, имеющему душу, способную любить и страдать. И тогда ближе и яснее становится его нелёгкое счастье:

Но, Господи, я до сих пор благодарен

За то, что погибнуть душой не успел!

За то, что звенит под ногами дорога,

И чувствует ум, и надеется глаз,

И рифма, идущая прямо от Бога,

С дорогою этой навеки слилась! (Признание)

И тогда закипает в душе нашей в унисон с душой поэта щемящая боль обиды за поруганный народ, за униженную страну, за оскорблённое славное прошлое:

Свобода в этом мире одного

На несвободе зиждется другого... (Элегия)

...Преломляясь, играют года

Той высокой отчаянной жизни...

Вам такой не видать никогда....

…Нет, не жаль мне, что я умираю,

Жаль, что время своё пережил… (Умирающий ветеран)

О поэте судят по лучшим его стихам, по тем, где обнажилась его душа, зазвучало само его сердце. Лучшие стихи Вадима Неподобы раскрывают нам лицо истинно русского, честного и бескомпромиссного мастера слова, показывают душу глубокую, любящую и сострадающую, душу замечательного человека и поэта.

И низкий поклон всем, причастным к изданию этого сборника – друзьям поэта Петру Макаренко и Виктору Чумаченко, работникам департамента культуры края, художнику С.В. Таранику, работникам издательства и типографии.

И, конечно же, особая благодарность спутнице жизни поэта Елене Николаевне Неподоба, которая и собирала стихи для сборника, и прилагала все силы к изданию этой книги. Одному Богу ведомо, чего это ей стоило в наше, не склонное к альтруизму, время.

И вечная память замечательному поэту и моему другу.

И идут со мной по жизни его слова:

И жизнь сквозь лихие напасти

Вдруг высветит, словно сквозь дым,

Не то чтобы прежнее счастье –

Твоё соучастие с ним... ("Одно неприметное счастье")

Вячеслав Динека