Л. Троцкий‎ > ‎1929 г.‎ > ‎

Л. Троцкий 19291211 Письмо В. Франку

Л. Троцкий: Письмо В. Франку

[Архив Л. Д. Троцкого. Том 5]

11 декабря 1929 г.

Дорогой эсквайр!

Совершенно не понимаю, чем объясняется то обстоятельство, что от тов.

Росмера нет ответа. Надеюсь, во всяком случае, что теперь уж вы не только успели получить ответ, но и побывали в Берлине.

Я послал в Берлин рукопись "Перманентной революции". Не знаю, удастся ли ее устроить у частного издателя. Издавать ее так, как мы издали "Защиту СССР", нет никакой возможности, так как, по-видимому, никто никаких расчетов не производит, и расходы издания надо записать в чистый убыток. Это, впрочем, обычная история во всех такого рода начинаниях.

Немецкой брошюрки об австрийских делах я еще не получил. Неужели она до сих пор не вышла? Время есть очень важный фактор политики. К сожалению, оппозиция в разных странах не отдает себе в этом достаточного отчета и действует так, как если бы располагала у вечности открытым кредитом.

Тов. Ландау пишет мне о трудном положении Мюллера, который тягался по суду с издательством, но проиграл. Ландау спрашивает, нельзя ли обратиться к Росмеру за помощью. По-моему, назначение фонда этому никак не соответствует. Я лично охотно бы помог Мюллеру, но в данный момент, к сожалению, совершенно лишен возможности. От издательства "Лауб" я получил жалобу на Вебера. Вступаться в это дело я ни в каком случае, разумеется, не собираюсь.

В связи с фондом вам следовало бы рассеять, по-видимому, довольно широко распространяющиеся иллюзии. Росмер мне пишет, что он с тревогой наблюдает за тем, как быстро тает "фонд". Я думаю, что парижское бюро, распоряжающееся им, вынуждено будет произвести не расширение, а решительное сжатие нынешних расходов.

От Ландау я получил статистические сведения, которые я у него просил.

Передайте при случае большую ему благодарность за это.

От тов. Фрея я никаких писем больше не получал. Со своей стороны я тоже никаких шагов больше не предпринимал.

[Л.Д.Троцкий]

Р.S. Только что получил ваше письмо N0 7 от 9 декабря, еще из Вены, накануне вашего отъезда в Лейпциг-Берлин.

Одновременно получил также и свою брошюру. Издана и переведена она очень недурно, но, к сожалению, в нескольких местах есть искажения смысла. Хуже, что на брошюре нет никаких указаний, которые облегчили бы читателям связь с оппозицией. Представим себе, что брошюра сложными путями попадает в руки рядового рабочего в Вене или в провинции, убеждает его в правильности взглядов оппозиции или, по крайней мере, заинтересовывает его этими взглядами. Что ему остается делать? Неизвестно.

Это большая оплошность.

Ваше сообщение насчет безнадежности совместной работы с Фреем принимаю к сведению. Придется, во всяком случае, подождать, тем более, что и сам он ничего не пишет.

Вопрос об издании в Берлине при выяснившемся состоянии "фонда" должен быть поставлен как можно строже. Без серьезной внутренней базы начинать действительно не придется. Тут вы, с вашим скептицизмом насчет берлинских возможностей, оказались, по-видимому, правы. Особенно неблагоприятное впечатление производит тот факт, что в Германии, по-видимому, сильно притупилось чувство ответственности при продаже партийных изданий, так же, как и при сборах. Чудовищное злоупотребление Урбанса прошло для него пока что совершенно безнаказанным. Это само по себе вопиет к небесам. Из Парижа жалуются Леве, что Урбанс получает сотни экземпляров "Бюллетеня", причем не только не расплачивается, но даже не отвечает. Что это за нравы такие на свете? С брошюрой о защите СССР произошла, по-видимому, такая же история.

Как же можно при таких условиях начинать периодическое издание? Нет, это совершенно немыслимо. Нужна серьезная организационная база, основанная на энергии, ответственности, настойчивости и бережливости. Без этого ничего не создашь. При наличии этих предпосылок могла бы идти речь о помощи фонда, но очень скромной. Вы знаете, как поступили французские товарищи? Они сами решили обратиться к помощи фонда, лишь обеспечив предварительно собственными силами выход ближайших четырех или шести номеров. Из фонда они взяли очень скромную сумму, притом заимообразно. Продажу и вообще распространение они организуют с большой настойчивостью и с возрастающим успехом. Из вчерашнего письма Росмера вытекает, что уже в течение самого близкого времени они надеются целиком стать на собственные ноги. Одновременно с этим они превращают с января "Ля лютт де клясс" в теоретический ежемесячник, не беря для этого никаких дополнительных субсидий.

Что происходит в Ленинбунде после коммунальных выборов? Подведены ли плачевные политические итоги? "Фольксвилле" получается чрезвычайно редко. По-видимому, он выходит раза два в неделю, не чаще. Главное его содержание составляют объявления. Мне кажется, сейчас надо было бы попытаться опять поднять вопрос о постановке еженедельника, как органа Ленинбунда, вместо двух нынешних его злосчастных изданий.

Вы спрашиваете о рыболовном фронте. Здесь полностью наступил "третий период", и мы ловим сейчас рыбу в восемь-десять килограммов, что может подтвердить и Мария Ильинишна, которой я диктую настоящее письмо.

[Л.Д.Троцкий]

Comments