1995 март 23

23 марта 1995 года в 13 часов 20 минут в трубосварочном цехе №3 произошло обрушение кровли. Четыре пролета по 100 метров бетонных плит и арматуры рухнули вниз с высоты 18 метров, круша все на своем пути. В цехе в это время велись ремонтные работы, поэтому жертв оказалось гораздо меньше, чем если бы это случилось во время работы. В основном пострадали люди, находившиеся в пристройках.

В первый же день в БСМП поступило 17 пострадавших, еще пятеро на следующий день. Один человек умер в больнице. 13 человек погибло тогда под обломками и по дороге в больницу. Всего же пострадало 37 человек. Городское руководство и депутаты выразили соболезнования семьям погибших и пострадавших. Через пару дней соболезнования выразили Борис Ельцин и Владимир Чуб. Штаб по «разбору полетов» возглавил Виталий Черный, в то время первый заместитель главы города. Первой версией было то, что неожиданное обрушение связано с конструктивными недоработками при проектировании и строительстве цеха, однако он до аварии успешно проработал 34 года. Второй версией были ошибки, допущенные в ходе проведения ремонтных работ. Говорили о непроваренных стыках и даже о том, что причиной была попытка по указанию руководства цеха поднять краном-балкой какой-то «неподъемный груз». Эту версию как-то очень быстро «замяли». Администрация завода и профсоюзный комитет взяли на себя все расходы. Каждый цех внес свою лепту в организацию похорон. Семь человек были погребены на новом кладбище, четверо – на Михайловском, трое по месту жительства в селах Золотаревка, Бессергеновка и Вареновка.

Поименный список погибших:

Сергей Иванович Поляков

Марина Борисовна Василевская

Геннадий Григорьевич Майборода

Геннадий Мстиславович Афанасьев

Валерий Николаевич Сивопляс

Владимир Григорьевич Шкиря

Оксана Анатольевна Кондрашова

Юрий Федорович Осипова

Александр Александрович Фокин

Валерий Васильевич Василенко

Сергей Федорович Пальшин

Виталий Анатольевич Рыжов

Анатолий Петрович Терещенко

Владимир Васильевич Лидяйкин

Пятнадцать человек лежали в стационаре БСМП, при этом Р.Е.Доля получил черепно-мозговую травму, а В.П.Панченко (ветеран цеха, случайно оказавшийся на заводе в день аварии) получил компрессионный перелом поясничного отдела позвоночника. Состояние остальных было удовлетворительным. В результате аварии на заводе был приостановлен выпуск оцинкованных водогазопроводных труб. Остальной ассортимент был перераспределен между другими цехами, не пострадавшими от аварии. В ценах 1995 года стоимость восстановительных работ была предварительно оценена в 100 миллиардов рублей. Как установила государственная комиссия, расследовавшая обстоятельства трагедии, они были следующими: «невероятно большой прогиб балки, явное сокращение точек жесткого крепления плит, армирование стоек без поперечных металлических обвязок, применение утяжеленного утеплительного материала».

Трижды в течении десяти лет, предшествовавших аварии, комиссии указывали руководству цеха и завода на грозящую опасность. На складе, то есть в зоне обвала, насчитывалось 27 замечаний. Лишь в одном месте провели укрепление, и именно там кровля осталась на вису. До остального руки у начальника цеха Фартушного Н.И. так и не дошли. Руководство обосновало это безденежьем. В общем, сэкономили …

Комиссия установила, что беспечность проявили и заводские службы техники безопасности и смотрителя зданий и сооружений. Также было установлено, что внешнему механическому воздействию подвергались балки при ремонте кранового оборудования.

Государственная комиссия передала акт расследования причин аварии с рекомендациями отстранить от занимаемых должностей ряд ответственных заводских работников. Материалы проверки были направлены в прокуратуру.